?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Про сиюминутность современного общечеловека
xommep
Всегда поражался неспособностью современного человека переживать исторические события именно как историю, а не как сиюминутное событие. Об этом и статейка.

В старой статье про небрежение к русскому упомянул одно из свойств русского народа - любознательность. Не могу сказать, что это исключительно русская черта - даже скорее всего она всем подряд присуща, но вот беда - у современного человека, приваленного западной культурой, она отсутствует напрочь. Его интересует только сегодняшний день, а всё, что было раньше, или происходит чуть дальше его порога - уже тёмный лес, и пусть идёт лесом.

И люди в этом - как бы - почти не виноваты, их такими делает культура потребительства. В культуре потребления не так важно, что человек потребляет - в том числе в музыкальном и прочем художественном плане - сколько в каких количествах он это делает и, что главнее всего остального, сколько он за это может заплатить. И это очень многое объясняет - в том числе, почему современная культура сейчас находится на самом дне, даже по сравнению с культурой 20-30-летней давности.

Вообще-то довольно логично, что всегда и во все времена шедевры составляли исчезающе малый процент по сравнению с остальными произведениями. Но за века и тысячелетия человечество успело накопить изрядный багаж "классических" произведений, которые заведомо являются шедеврами - музыки, архитектуры, живописи, и т.д. Так сказать, бессмертных творений, и всё такое. Казалось бы - вот вам культурный фонд человечества, надо его пропагандировать. Но это если смотреть на культуру как на культуру; а современный мир построен исключительно на базисе денег; поэтому культура в подавляющей массе рассматривается только с финансовой стороны - сколько на ней можно отжать бабла у лошков.

И в таких условиях как-то так выходит, что ни один бессмертный классик в самом гениальнейшем исполнении не выдержит конкуренции с... попсовыми певичками. Потому что денег на классике поднять, конечно, можно, но сколько? Сколько надо репетировать, чтобы сыграть Лунную сонату - и сколько "Белые розы", или даже "Smoke on the Water"? А главное - сыграл всю классику и всё, "поляна окучена", второй раз заманивать публику на "Отелло" или "Аиду" куда сложнее, чем на новую программу леди гаги.

Массовая культура поставляет поставляет товар - не культуру, а именно культурный товар - куда быстрее и бесперебойнее, чем какая-то-там-классика; и позволяет делать деньги куда шибче. При этом, ввиду её убогости, конкурентов с поляны надо убирать, ибо кто слушает Моцарта, вряд ли будет слушать Владимира Круга. Понятно, что Моцарта в лес не увезёшь и под сосной не прикопаешь - и методы тут нужны другие. Просто объявляем не-современную культуру скушной и отсталой, пристёгиваешь к культуре и всем остальным аспектам жизни обязательное требование - современный. И всё, и дело в шляпе. Будь ты хоть трижды гений и четырежды виртуоз, если ты не современный - то ты не в тренде, не в формате, и вообще пшёл вон.

Отсюда и любовь к перепевкам старых песен "на новый лад", и "римейки" киношек, от которых воротит, похоже, уже всех - тем не менее даже такая убогость собирает больше бабла, чем на порядки более гениальные оригиналы. Потому что человек современный старину вообще не воспринимает - точнее даже не так - он не готов за неё платить. Вот за современное платить можно, это же шоу! Убогое, для жЫвотных - но шоу - поэтому билеты по 1000 рублей на какой-нить местечковый КВН никого не смущают, тогда как на мероприятия народной культуры и за 100 рублей народ идти не хочет.

Подобная сиюминутность выхолащивает человека, делая из него манекен без исторической памяти, которому можно впарить что угодно. Сегодня среди молодёжи популярны "тату" - хотя если хоть слегка напрячь мозжечок, то можно вспомнить, что ещё лет 20 назад эта "субкультура" означала принадлежность к миру преступников (в меньшей степени - к вооружённым силам). Лично для меня всякого рода милые девушки с татуировками выглядят как Никола Питерский из Крестов, независимо от остальных внешних данных - это как клеймо раба или вора.

Меня крайне бесят напрягают переделки классических произведений "на современный лад" - всякого рода Ромео и Джульета в наши дни и прочий шлак. Бабок, конечно, караул - но, показывая классику в современных убогих декорациях, ты сам показываешь свою неспособность - подчёркиваю, не мега-крутость, а именно импотенцию - донести до людей дух эпохи, про которую писал автор. Ты считаешь окружающими убогими даунами, не способными переживать мир в таком виде, каком видел его автор - хотя, впрочем, они таковыми и кажутся, неся "творцу" бабло за его высеры. Понимаю, разок-другой такие постановки сделать, типо прорыв и революция в жанре - но нет же, сейчас это практически тренд и мейнстрим, я гарантирую это.

Я не говорю, что не надо пытаться актуализировать классику - но перенося действие из вполне определённых исторических реалий в современный мир, зачастую просто опошляешь героев прошлого.

Я, на самом деле, не такой уж ретроград, каким могу показаться - но считаю, что историю нужно знать именно как историю, как неотделимый от современности пласт жизни. Отказываясь от истории, мы как бы лишаем себя части жизни. Мы же вполне благосклонно относимся к дедским воспоминаниям - хотя они давно не современны и вообще фактически тогда мы были другими людьми - так почему же мы отделяем историю от нынешнего дня?..

В этом плане меня всегда удивляло стремление Голливуда показать происходящее где бы то ни было, как будто дело происходит в наши дни на территории США. Понимаю, что так доходчивее - и главное дешевле снимать - но вот реально бесит, когда сцена высадки на далёкие планеты выглядит как заезд на парковку в Алабаме; а Маугли как будто бегает по зоопарку в Нью-Йорке. Копируется всё - и обстановка, и - главное - эмоции и менталитет. Не чувствуется причастности к великому - даже ступая в чудный новый мир, герои продолжают жевать бубль-гум и ведут себя как на парковке в Сан-Франциско. Всё, чтобы показать простому быдлу человеку, что все кругом такие же. Не дай бог показать ему что-то такое, что заставит его задуматься "может быть, я что-то делаю не так, мне надо измениться?". Таких берут в космонавты - ты главное хавай побольше и смотри, что дают.

Человека сознательно отупляют и лишают любознательности - во, смари, Шерлок Холмс, оказывается, такой же, как и мы с тобой, гыгы, сына, лол! Вся история человечества сжимается до сиюминутности, прошлого не существует - и всё довольны.

А вот не все. На Западе, безусловно, рады были бы, чтобы так и было - но мы-то не забудим и не простим. Я уже многократно писал про прегрешения Запада перед человечеством; вообще, средневековая история западной "цивилизации" - сплошной ат и израиль, Гоблин гарантирует. Понятно, почему гражданам к западу от Вислы так невыгодно изучение аборигенами истории - это не только растрата бабла, но и вопиющая неполиткорректность! Ведь по не знающим истории гражданам так легко проходиться лозунгами насчёт "тысячелетнего рабства" и "свободной европы" - под это дело можно не одну киношку снять, ещё и бабла приподнять. А то, что у самих рыло в пуху до самого Гондураса - можно технично замолчать, в условиях тотального контроля над СМИ-то.

Поэтому в очередной раз советую - изучайте историю, причём не как замершие постаменты, а как часть собственной жизни. Чтобы понимать, "что творится, что творилось на твоей земле" (с). Не надо становиться бабочкой-однодневкой или перекати-полем а-ля герои книжки "Духless".


  • 1
"Потому что человек современный старину вообще не воспринимает - точнее даже не так - он не готов за неё платить."

А вот я считаю, что именно не воспринимает. И дело не в деньгах и не в старине. Произведение может быть вполне современным и даже бесплатным, но если оно расчитано на более тонкое восприятие или смыслы, то не будет воспринято. Для этого нужно быть воспитанным определенным образом. Нужно впитать определенные ценности, смыслы, иметь определенный культурный багаж. А иначе только самые примитивные вещи могут быть восприняты, что собственно и происходит. Гы-гы-гы и лол.
Есть такой фильм "идиократия". Не шедевр, но зато дает понять куда всё катится.

Тут не согласен - простые люди народную музыку - если она действительно народная и подаётся грамотно - понимают без проблем, об этом я уже писал в посте про "сознательное и бессознательное": http://xommep.livejournal.com/45292.html

Но для бизнеса она чужда, это факт.

а, так речь только о народной музыке? А я так понял что о культуре вообще. Я с народной музыкой в вашем понимании не соприкасаюсь почти совсем. Я имею в виду не "скачать из интернета", а то что поют люди которые вокруг меня.

...ну, я действительно про музыку, хотя имхо и в плане всего остального у людей ещё остались какие-то понятия - те же кинофильмы советского времени даже молодёжь смотрит куда охотнее, чем современные поделки - см. канал BadComedian.

Тут все сразу.

Многие и не воспринимают. Не воспринимают - потому что это не пропагандируют, нет соответствующей среды.
А не пропагандируют, потому что на этом не заработать. Так, как на примитиве.


С музыкой вообще беда.
Она сама навязывает слушателю темп восприятия. Именно поэтому если не "ухватил" что-то сразу, потом уже "не войти", плюнешь только.
Книгу можно читать с такой скоростью, с какой хочется. Возвращаться к перечитанному - не потом, а сразу же. Наконец, этому в некотором смысле в школе учат :))

Музыку, да, тоже можно почти так же слушать. Но с книгой это может делать каждый грамотный человек, назад, то есть, возвращаться поминутно. А вот для того чтобы так слушать музыку, не переставая ее более или менее полноценно воспринимать, нужно уже быть достаточно высокоразвитым слушателем.

Про татуировки

Если изначально татуировка выводила внутреннее содержание человека вовне, делала это самое содержание видимым, то в настоящее время это превратилось просто в украшение тела. Единственное, о чем сейчас дискутируют адепты тату, это уровень мастеров и стоимость нанесения. Смысл татуирования ушел.

Вообще-то это далеко не новость.

>В этом плане меня всегда удивляло стремление Голливуда показать происходящее где бы то ни было, как будто дело происходит в наши дни на территории США. Понимаю, что так доходчивее - и главное дешевле снимать - но вот реально бесит, когда сцена высадки на далёкие планеты выглядит как заезд на парковку в Алабаме; а Маугли как будто бегает по зоопарку в Нью-Йорке.

Вообще-то это далеко не новость.
У Шекспира действие его пьес происходит то там, то сям - а ведут персонажи себя... правильно, как англичане. Это давным-давно уже подметили (Пушкин в т. ч.)

Аналогично - итальянская (и не только) опера до 18 века включительно. Как минимум до 18-го.
Самые различные мифологические и исторические персонажи - а распевают на итальянский манер совершенно стандартные вещи. Настолько стандартные, что музыку из одной оперы преспокойно суют в другую, и не один раз. И даже совершенно другого композитора. И даже не-итальянца :-)

И проч., и проч.
======
Недаром же есть понятие "общечеловеческие ценности".
На свете есть место ("и я знаю этого человека"), где 1) к этому понятию относятся всерьез; 2) считают, что вот там, где они живут - оно самое и есть.
Отсюда понятно, что... :)

Re: Вообще-то это далеко не новость.

>Самые различные мифологические и исторические персонажи - а распевают на итальянский манер совершенно стандартные вещи. Настолько стандартные, что музыку из одной оперы преспокойно суют в другую, и не один раз. И даже совершенно другого композитора. И даже не-итальянца :-)

"Мыльная опера" - это не фигура речи. Тогдашние оперы и были, как правило, "мыльными", заштампованными донельзя. Вроде нынешних сериалов. Только что не такой длины :-)
И лишь 0,01% из того, что писалось тогда (а может, и менее того) перешло в следующие эпохи.

Слишком мощный пласт затрагивается, но это вопрос технологии и индустрии, наверное, всего лишь.

Понятно, почему гражданам к западу от Вислы так невыгодно изучение аборигенами истории - это не только растрата бабла, но и вопиющая неполиткорректность! Ведь по не знающим истории гражданам так легко проходиться лозунгами насчёт "тысячелетнего рабства" и "свободной европы" - под это дело можно не одну киношку снять, ещё и бабла приподнять. А то, что у самих рыло в пуху до самого Гондураса - можно технично замолчать, в условиях тотального контроля над СМИ-то.

А чем Вы объясняете наш своеобразный мазохизм: мы САМИ любим подпустить про тысячелетнее рабство?

С чего это ради САМИ?.. Люди, живущие в деревнях, про рабство как-то не говорят, инфа 146%. Это специально обученные люди типа Сванидзе или Познера вносят городским в голову эту мысль.
Про преклонение перед западом и небрежение к русскому я уже давно писал также.

http://xommep.livejournal.com/65707.html
http://xommep.livejournal.com/49489.html

Мне кажется, что публика бы и воспринимала - ну вот был я на концертах Пелагеи - всегда аншлаг.

Наша интеллигенция категорически против, она у нас антирусская в массе.
А чего жена не любит, того и муж не поест.

  • 1