xommep (xommep) wrote,
xommep
xommep

Categories:

Про народную культуру и Советскую власть

Разгорелась тут у меня в каментах нешуточная классовая борьба с тов. a_tsy - в общем-то борьба с либерально настроенными товарищами в инете для меня дело привычное, я бы и внимания не обратил, но тут случай слегка другой - знакомы лично, так что просто так не пошлёшь, и решил тему слегка развернуть. Хоть это совсем не-политкорректно, и просто не этично в современном обществе - обсуждать идеологию. Но попробую в этой статье связать политические вопросы с традиционной культурой.

Предупреждаю - содержимое статьи содержит политически ангажированный материал, изображение кровавого тирана и палача, и ввиду своего содержания не рекомендуется к прочтению детям, незамутнённым барышням, и лицам с расстройствами психики. Если что, я вас предупреждал.


Регулярно пишу здесь про то, что у человека должен быть некий базис, основа мировоззрения в целом и культуры в частности, без него он похож на перекати-поле - живёт не своим умом, легко поддаётся влиянию, и всё такое. Здесь немного расскажу про свой базис - хотя какой он нафиг мой, он наш всеобщий, по сути-то...

Начну издалека, как обычно.
Как-то после какого-то нашего фольклорного концерта подходит ко мне старая знакомая и говорит - а чего это у тебя пояс как у бабы - налево?.. В смысле, говорю?.. Ну типа у мужиков принято завязывать пояса направо, а у тебя налево. Стал я копаться в памяти, почему да как - просто с дедства так привык, так и завязываю, это уже автоматически получается, а почему да как - уже даже и не задумывался.
Когда в прошлом году ездили в экспедицию в Забайкалье, к семейским, там командир ансамбля из с. Хасурта  нам большую лекцию прочёл (мимоходом) на тему завязывания поясов; в частности, пояса надо завязывать именно налево. А я с 10-летнего возраста именно от семейских и учился народной культуре - где-то там в подкорке и осталось.

К чему это я всё написал, и при чём тут Советская власть, спросите вы? Да вот при том, что дедство моё прошло в поездках по сёлам - то к бабушкам-дедушкам в Ставрополье, то к семейским за Байкал, то на Алтай и прочие сибирские места - нигде я не слышал негатива в отношении Советской власти и коммунистов вообще. Да, иногда упоминали про репрессии и всё такое - даже тогда, когда про это было говорить не принято, ещё до Перестройки - но в общем и целом мухи отдельно, котлеты отдельно.

В последнее время начал понимать, почему фольклористы зачастую настроены против всего советского. Как правило, фольклористы - особенно "традиционалисты" - люди воцерковлённые, и мнение РПЦ для них является основополагающим. А Церковь до сих пор люто ненавидит советское время, и в общем и их можно понять, и фольклористов, разделяющих эту точку зрения. Но тем не менее - понятно, откуда уши растут.

Так как изучаю в основном староверов (хотя некоторые и немного уже бухтят по этому поводу - типа это не самый типичный случай для России - но что уж делать, пою про то, что вижу), то мнение РПЦ для меня не является сколь-нибудь значимым, увы. Староверы испокон веку жили своим укладом, без указивок сверху, попов у них толком не было (иногда принимали беглых, перекрестившихся православных) - были свои "народные" священники - начётчики или уставщики. Эта картина характерна для семейских Забайкалья,  "поляков" Алтая (и частично "каменщиков" Бухтармы, в нынешнем Казахстане), ибо у них общие корни из польско-белорусской Ветки. Так уж получилось, что именно с ними и приходилось общаться в молодые годы, да и до сих пор.

Одним из своих учителей народной песни считаю Александра Ивановича Рыжакова, запевалу известного семейского квартета (обратите внимание на пояса), записанного в 1966 на известную пластинку ("Иееех да что-а ня пы-яль" - это как раз он). В прошлом году в экспедиции его дочь рассказала один факт, который мы даже и не знали, хотя вроде бы много с ним общались - оказывается, Александр Иваныч... был репрессирован в конце 1940-х, за растрату колхозных фондов. Провёл 5 лет на Колыме, вернулся в село при деньгах (!), потом долгое время в другом колхозе работал. И тем не менее - в его рабочем сарае на полке стоял портрет Сталина:


Музей А.И.Рыжакова, Большой Куналей, фото 2012г.

Вообще у семейских, как бы это не казалось странным для нынешних фольклористов, к Советской власти отношение вполне хорошее, до отличного. Я уж не говорю о том, что практически все говорят, что "до Перестройки было лучше, а сейчас жить нельзя" - так вроде бы везде в деревнях по всей России.

Очень популярны у них песни типа "Не вейтеся чайки над морем" - известная в народе песня про борьбу красных партизан; в Куналейском варианте они "дрались с проклятым Семёновым". По данным Википедии он только и делал, что воевал с "большевиками", но, как видно, кроме большевиков ему противостояли и совсем неожиданные слои населения. Ровно про то же - песня "На коне вороном"; в куналейском варианте не нашёл запись, но в общем похожий вариант (хотя и сильно "окультуренный") можно послушать у "Забайкальских узоров".

Надо сказать, у семейских был весьма веский повод поддержать красных во времена Гражданской. По данным Красночикойского краеведческого музея (Забайкальский край), когда герр Унгерн в 1921-м начал свой "Северный поход", то не нашёл ничего лучшего, как очищать "исконно казачьи земли" от "пришлого" народа - живущих тут уже несколько веков семейских. Село Укыр было вырезано практически полностью (см. тут) - бабы и старики не стали убегать по лесам, думали, что их не тронут, но увы. После таких делов "На коне вороном" и "Чайки" звучат совсем по-другому.

Большекуналейский хор - который был и остаётся не тем "народным хором", к которым у фольклористов отрицательное отношение - переделывал свои семейские песни на советский мотив. Скажем, старинную песню "Что за парень, что за бравый" исполнял (даже у нас в Нске на одном из первых Сибирских фестивалей) в варианте "Что за Ленин, что за умный". Сильно сомневаюсь, что эти несгибаемые люди делали такие вещи под дулами наганов кровавых упырей из КГБ. Возможно, был какой-то заказ партийных бонз, но вообще-то семейские - люди независимые, и вполне могут послать кого угодно; учитывая вышеуказанную фотку, сильно подозреваю, что без тлетворного влияния А.И.Рыжакова (см. фото), на тот момент командира хора, тут не обошлось.

Человек, который нас и навёл в своё время на семейских - Фирс Федосович Болонев, уроженец Большого Куналея, историк-этнограф, доктор исторических наук - также ярый сторонник Советской власти и противник нынешнего либерального времени, пишет стихи и книги в поддержку "наших" и против "этих".

И если бы это касалось только семейских... В Томской области записали совершенно не-политкорректную песню, которая уже по различным составам ФА НГУ/"КрАсоты" передаётся фактически в народном режиме:

Особенно обратите внимание на последний куплет.

Да, конечно, потом были и репрессии, и иконы топорами рубились и табуретки из них делались - особенно в Хасурте нам много всякого рассказали про 30-е годы и борьбу с религией. И тем не менее - отношение скорее положительное, чем наоборот. Потому что сейчас житья вовсе не стало.

Питерские фольклористы записали "обращение народа к Президенту", в котором казАчки сравнивают Путина с Лениным - в положительном смысле.

Среди фольклористов ходит песня "Кто нам Ленина заменит" - она, конечно, шуточная, но тем не менее вряд ли бы её стали бы петь с негативным оттенком:

- Кто нам Ленина заменит? Коммунисты, друзья, коммунисты
- Коммунистов кто заменит? Комсомольцы, друзья, комсомольцы.
- Комсомольцев кто заменит? Пионеры, друзья, пионеры.
- Пионеров кто заменит? Октябрята, друзья, октябрята.
- Октябрят нам кто заменит? Фольклористы, друзья, фольклористы.


Подобных фактов можно привести ещё много, но и этого имхо уже достаточно. Положительное отношение к Советской власти лично для меня вполне очевидно и вытекает из базиса, основанного на личных наблюдений за людьми, которых знаю с детства.

Мой дед 25 лет состоял в КПСС - хотя был простым шахтёром (хотя почему простым, ударником и двадцатипятитысячником, правда, Википедия опять врёт - он ездил поднимать Целину в 50-х, а вовсе не в 30-х) и впоследствии колхозником. Бабушка Ивана из нашего ансамбля - до сих пор рьяная коммунистка, даром что простая селянка - кроет на чём свет стоит Перестройку и нынешние порядки; до сих пор память у неё прекрасная, историю села рассказывает наизусть со всеми датами, так что отлично помнит те времена, которые сейчас упоминать как-то даже и не принято.

Вот на таком базисе основано моё отношение к нашему прошлому. Для меня оно - цельный монолит, от до-петровских до-раскольных времён и по сю пору - нет каких-то там времён, которых необходимо стыдиться; наоборот, везде есть повод для гордости. Такую картину мира привили мне мои учителя - и народная музыка. Чего и вам искренне желаю.

Апдейт: на форуме "Предыстория" нашёл книгу командира отряда семейских партизан - http://www.biografia.ru/about/pohod30.html

Нашёл также "Чаек" в исполнении известного у нас в Нске филармонического ансамбля "Маркелловы голоса":


ЗЫ: нашёл фееричную версию знаменитого казачьего гимна "Россия" - слушать до конца:

Tags: Забайкалье, история, культура, политика, размышления, фольклор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Recent Posts from This Journal