?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Про культурный базис и творения на его основе
xommep
В прошлой статье про деньги затронул тему базиса мироощущения, теперь хотелось бы развить мысль в другом направлении - от политики перепрыгнуть на вторую мою любимую тему, про культурный базис. Сегодня поговорим про музыку и вообще культуру.



Общие мысли про культурный базис

Регулярно привожу в своих статьях иллюстрацию в виде конструкции из кубиков - для того, чтобы построить высокий и прочный дом, необходим фундамент, он же базис. Это касается многих вещей, далеко не только комсомольских строек. :) В прошлой статье говорил про моральные ценности, сейчас - про культуру.

Никогда не задумывались, почему в кавказских или среднеазиатских "тусовках" практически всегда играет музыка с их национальными корнями?.. Даже молодёжь, которая, казалось бы, должна слушать Джастина Бибера, слушает "тумц-тумц" под свою родную пентатонику. А наша расейская - в основном музыку на фашисском, (в запущенных случаях - на японском итд); но, в общем, "калинки-малинки" вы там не услышите; к народной культуре, даже в этно-варианте типа "Иван Купалы", люди приходят у нас всё же ближе к 30. А всё почему?..

А потому, что разные подходы к формированию культурного базиса. Наших детей с младенческих лет окружает "общечеловеческая" музыка - пусть и неплохая, и можно сказать даже хорошая, но тем не менее - не русская. У нас просто нет достойного ответа западной поп-музыке, а традиционная музыка давно в загоне. В итоге наши дети по крайней мере, в музыкальном плане, вырастают общечеловеками, а не русскими людьми.

Понятно, что базис состоит не из одного кирпича - из сотен и сотен мелких галечек, но тут важно соотношение мух и котлет. Если человек, к примеру, слушает "Пинк Флойд", но при этом на 80% его базис состоит из, например, украинских песен, то "Пинки" не станут для него идолом - будут одним из его кирпичиков, возможно, самым ярким, но - всего одним из. А вспомните подростковые фанатские войны - панки против металлистов, металлисты против рокеров; для наших детей музыка (зачастую к тому же низкопробная) становится буквально всем, потому что никакого другого базиса нет.

У традиционной музыки по сравнению с современной поп-музыкой (и не только поп-, любой популярной) есть одна важная особенность - она многогранна, из одного жанра переходит в другой, и всё равно остаётся самой собой; за колыбельками стоят детские считалки, за считалками игры и заклички, за ними - молодёжные игры и песни, затем трудовые и боевые песни, и так - до духовных стихов и похоронных обрядов. Поэтому можно всю жизнь в ней вариться без какого-то слома базиса. А современные дети входят в мир под одну музыку, в школе знакомятся с другой, с третьей - в итоге у них всё время смена культурного базиса происходит. В плане культурного многообразия это, возможно, и не так уж плохо, но в общем для развития личности такие Перестройки - безусловное зло, ибо помогает формировать современный тип человека - перекати-поле. Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст. Когда-то это казалось смешным, наверное, только ведь походит на правду...

Про мультикультурализм и прочие творения

Здесь речь пойдёт уже про музыкантов.

Как уже многократно писал, народная традиционная культура в силу своей всеохватности, даже несмотря на несколько пренебрежительное к ней отношение, по-прежнему интересна музыкантам, даже вполне современным. Иногда они принимаются за "каверы" народных песен - зачастую выходит неплохо, хотя в основном, конечно, получаются эпик-фейлы - на мой предвзятый взгляд. А всё почему? Да всё потому же, из-за базиса, точнее - неправильного его сочетания.

В лучших случаях попыток скрестить ужа с ежом встречаются два разноплановых коллектива - один современный, другой - традиционный, и с двух сторон накидываются на творчество; если у обоих всё в порядке с творчеством, то получается хорошо - например, анс. Д. Покровского + оркестр Пола Винтера; и совместная работа нашей "КрАсоты" с шведским "RAmantik".

Но такие случаи редки, и в основном музыканты начинают творить, как говорили у нас в пехоте, "в одно рыло" - мы же сами с усами, консерватории поназаканчивали, а ну-ка подать сюда материал для надругательства! И пошло-поехало. Основная пичалько состоит в том, что базис у музыкантов ныне редко хотя бы на малую часть содержит традиционную музыку; в лучшем случае там затесался засракульт, о чём я тоже уже многократно писал. В итоге подлинного базиса практически не видно, и, даже ухвативши неплохое произведение, музыканты из него вытёсывают что-то такое, что не имеет отношения к оригиналу вообще - потому что выстроено на неправильном базисе. Ведь музыка - это не только нотки, это и отношение, и костюм, и интонация - музыканты поймут. Как бы отреагировали, например, классические музыканты к "каверу", например, на итальянскую оперу, исполняемому с кавказским акцентом, в кепках, с вкраплением лезгинки и джигитовки? Так почему же можно лапать как попало наши народные песни? Тайная великая есть.

Даже когда люди искренне хотят сделать что-то доброе и вечное, но ввиду отсутствия подходящего базиса не особо понимающие - как; частенько таких заносит в ЗасРаКульт, или в этно - даже когда они хотят заниматься "истинным и народным". Что хуже всего - они даже не понимают, что заблуждаются, ещё и другим рассказывают: вот, мы поём русские песни, так пели в народе. Ага, пели в народе хором под аккордеон, строем на сцене... Просто у них нет понимания, "что такое хорошо, и что такое плохо" - иногда их так научили. А учёба - это есть создание базиса.

Вообще создание культурного базиса - это задача из разряда циклопических. Годами надо погружаться в определённую культуру; недаром профессиональные музыканты годами учатся в своих школах, училищах и консерваториях - там не только пиликать на скрипочке обучают, но и проходят историю музыки и прочую музыкальную теорию. В народной музыке с теорией попроще, но там полно других аспектов - бытовых, календарных и прочая; там тоже с голой пяткой на шашку не напрыгнешь.

И поэтому даже когда профессиональные музыканты идут в народное творчество (даже после "народных" отделений) - их там подстерегает масса сюрпризов. Базис-то у них не совсем той системы, кирпичиков исконных раз-два и обчёлся, а современных ого-го; вот и перекашивает зачастую таких профи из стороны в сторону. Кому удаётся балансировать и постепенно расширять "правильную" часть базиса - тому респект и уважуха, а кто всё время падает во грех народных хоров в кокошниках - с теми отдельный разговор нужен.

В оконцовке хочется сказать ещё раз про народную культуру как базис - она не помешает любому музыканту, хоть классическому, хоть рокерскому. Своих детей на Страдивари и Пинк Флойде не воспитаете - самая сложная музыка является музыкой "для мозга", а этот мозг ещё сперва надо развить; о сознательном и бессознательном я уже писал. Не будет народного базиса - будет что-то другое, скорее всего - куда более негативное; а то и вовсе ни черта не будет, а на пустоте ничего не построишь, повторюсь.


  • 1
небольшое имхо по вопросу http://funny-elk.livejournal.com/159241.html
а вообще тема настолько обширная что диссертацию можно написать

Согласен; в деревнях хотя бы песни советских (особенон военных) лет поют, а в городе совсем всё печально. У молодёжи вообще песенная культура отсутствует, как правило - им бы послушать чего-нибудь...

с удовольствием читаю Ваши статьи. а вышла на них по заметкам про этнофорум. я недвано работаю в колледже, вчера на концерте в честь дня учителя я сотоварищи спели пару песен. я беспокоилась, как подростки воспримут фольклорные номера. сначала затихли а потом бурно хлопали. меня порадовала такая реакция. я в их возрасте слушала Кино, а от официальной народной музыки меня тошнило. как вы правильно сказали, только ближе к 30 стало это всё интересовать.

Хотелось бы узнать ваше мнение насчет группы "Пелагея".

Мнээээ.... Вообще-то гр. Пелагею я видел впервые ещё когда она пешком под стол ходила, в буквальном смысле - как-то на концерте у нас в Нске выступала в одном концерте с моей бандой (тогда ещё ФА НГУ) - её было меньше 10 лет, и уже тогда она пела "под минус" сама с собой на два голоса.

Это - коммерческий проект от начала до конца. Конечно, популяризацию русского можно только приветствовать, но с точки зрения фольклористов она занимается профанацией русских песен. И среди современных музыкантов она своей не станет, и среди "традиционалистов"... узкая ниша у неё. Кому-то нравится, мне - мягко говоря, не очень.

Более подробно - тут: http://xommep.livejournal.com/47105.html

Абсолютно согласен насчет Пелагеи.
Несмотря на прекрасные вокальные данные, никакой "души" в ее песнях. Как нет, собственно, и минимального уважения к собственному репертуару.Девочка просто глумится в полный рост над тем, что исполняет.

"Хоммер ", "Глог", " Финкельштейн " , да уж многим "русским " Пелагея как кость в горле. Но хоть нашли бы другие поводы для критики - ну там фасон платья, прически...но уж что "Души " Нет в песнях-это анедотец. К счастью,подавляющее большинство нормальных людей думают совсем по другому. Пример
Спасибо, милая Пелагея!!! Вы СУПЕРЗВЕЗДА!!! Потрясающая, уникальная, но вместе с этим такая своя, родная! Я была на концерте вместе с дочкой, ей 9 лет, она тоже большая Ваша поклонница - впечатлений наших не передать. Ребёнок специально разбил копилку, чтобы пойти на концерт к Вам (она 2 года копила, всё не решалась разбить, т.к. не могла придумать достойной причины чтобы это сделать). А вечером, когда уже легла спать она мне сказала: "Мама, это был са-а-мый счастливый

Хотите сказать, что культурный вклад определяется количеством поклонников?
В таком случае, детективы Марининой и Донцовой привнесли в нашу литературу куда больше, чем произведения Достоевского, Тютчева и Блока вместе взятые. Ведь их читают значительно чаще.
;-)

Очень хорошая и верная статья! Я тоже уже довольно давно заметил, что русский быватель, говоря об "этнической культуре" чаще всего имеет в виду музыку разных народов.. но не свою :-( Вот это "общечеловеческое" мировосприятие и нивелирует нашу культуру, превращая её в винегрет из чисто коммерческого масс-культа.

я до безумия обожаю творчество Пелагеи! у нее такая музыка очаровательная, хожу по возможности почти на все ее концерты, вот так радуюсь, что в Москве она в ноябре будет) 10 числа) если кто-нибудь хочет пойти, знаю, что билеты на moskiosk.ru еще есть!)

тоже присоединяюсь к вашему мнению)) знаете, только что хотела заметить - вчера буквально билет заказывала через москиоск, билеты есть, но очень мало, сами понимаете, 10 ноября не за горами))) так что это я так, чтобы люди поторопились, если есть такие, кто не успел купить билет раньше))

Любопытно было-бы услышать, как вы относитесь к творчеству А.Башлачева ( в ключе всего сказанного в статье).

Я его толком не слышал.

  • 1