?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
О перерождении русской элиты
xommep
Во многих статьях упоминаю про сей факт, но как-то так получилось, что, оказывается, конкретно про него отдельного поста, на удивление, ещё не настрочил.

Возможны небольшие исторические неточности.

Занимаюсь народной культурой в меру возможностей и способностей, и тема изменений культуры в нашем обществе меня в общем-то волнует в том числе и напрямую; пытаюсь понять, почему людям настолько не интересна музыка предков, и почему они о ней ничего не знают. Писал не раз про это, но что-то подумал - почему бы и не повториться, ведь мало кто осилит все сто тонн моей писанины.


Разрешите немного позанудствовать на тему мозаичности картины мира у нынешнего человека, в очередной раз. Нынешний хомяк-потребитель живёт в одном сегоднящнем дне, от получки до кредита, от отпуска до отпуска, и его не интересуют взаимосвязи процессов в мире. Это проклятые большевики загоняли прикладами и сапогами народ на полит-информацию, а сейчас кому оно надо? Жри, бухай, воруй, убивай... И образование у нас такое же, "чтобы было" - в итоге люди не умеют применять полученные результаты тестов знания на практике. История для современного человека - это что-то такое, глубоко давнее и поэтому не интересное и устаревшее. Как уже неоднократно говорил, человек - это сумма его воспоминаний; сотри у него память и останется что? Правильно - обезьяна без хвоста, оно даже говорить не сможет. То же самое - с национальным самосознанием в целом - если откреститься от прошлого и забыть, тем самым деградируешь до той самой обезьяны. Вот, занудство временно прекращаем и переходим к уроку истории за 5-й класс.

Как известно, в 17-м веке Россия переживала не лучшие времена - с трудом закончилось Смутное время, которое нанесло стране ущерб, сравнимый с горбачёвско-ельцинскими временами; вроде бы его последствия как-то преодолели, но ввиду разных причин сильно отстали от уже прошедшей Ренессанс Европы, и надо было наращивать обороты. В ход пошли такие репрессивные методы, как Никоновская реформа, призванная модернизировать Церковь, но вместо этого приведшая к Расколу, который не преодолён до сих пор, и впоследствии - Петровские модернизационные реформы, заложившие настоящую бомбу в отечественную культуру и самосознание, последствия которой точно так же чувствуются до сих пор.

Тема Раскола мне близка куда больше Петровских реформ, ибо занимаюсь староверами с дедства, но сегодня всё же буду говорить именно о Петре и его злодеяниях.

Пётр-1, как известно, побывал в молодом возрасте в Европе, и нахватался там всяких впечатлений, ровно так же, как наши современные хомяки, ворочающиеся из туристических поездок. И принялся устраивать в России порядки, наиболее близко отвечающие европейским - так же понимая, что враг у ворот и надо что-то делать, чтобы выжить. В ту пору Швеция была самой сильной страной в Европе - да, вам смешно, мне тоже; но это стало смешно именно после модернизации России Петром и его "принуждением к миру" Швеции; так, что до сих пор все смеются. В этом плане, безусловно, Пётр выгодно отличается от современных нам "модернизаторов" - которые ломать-то старые схемы ломают, а вот новое у них то не летает, то тонет, то взрывается. С медвепутами личность Петра и его деяния, конечно, сравнивать смешно, но тем не менее - кроме очевидной пользы он наделал делов, которые нам аукаются до сих пор.

Именно при Петре стало модно - и для элиты практически обязательно - быть не русским человеком, а просвещённым европейцем. Началось это с "наведения порядка", и не закончилось до сих пор. Переодевание дворян да бояр в европейские камзолы, рубка бород и напяливание париков привело к потере русского духа в основной массе элиты. И дело тут не в запахах :), или другой высокой материи, а в культуре. Это достаточно легко показать.

Конечно, сам Пётр наверняка не очень-то и понимал, насколько далеко его дела зайдут в умах потомков - он только начал процесс, который потом продолжили Екатерины, Павлы и прочие граждане Романовы. Элиту бросало от голландской моды к немецкой, оттуда - к французской, потом - к английской, потом к американской - куда угодно, лишь бы не заподозрили в симпатиях к русской культуре. Сама элитарная русская культура так легко была принята европейским обществом, потому что в ней уже мало что собственно от русского осталось - она стала такой лёгкой, воздушной, общеевропейской культурой.

Отрыв знати от народа был всегда, но именно с Петровских времён по сути элита формировалась как отдельный народ внутри народа; зачастую дети дворян с трудом говорили на русском, так далеко заходило подражание Европе в просвещённых домах.

Показательна ситуация войны 1812 года - когда для отражения нашествия Наполеоновских освободителей орд пришлось обращаться к народу, когда офицерам пришлось сидеть за одним костром с солдатами и простым быдлом ополченцами; тут пришло осознание того, что между ними - пропасть, они не понимают друг друга и говорят на разных языках. Буквально на несколько лет знать захлестнула волна симпатий к народу, но её тут же перебила встречная волна, вызванная модой на... французских гувернантов. В редких домах не было пленных французов, которые знать по старой привычке считала уберменшами, и стала доверять им... воспитание собственных детей. Паноптикум же, но так оно и было... Таким образом, несмотря на временное "обрусение" элиты, война 1812-го, наоборот, ещё более отдалила знать от народа.

Анекдот про то, как составлялся словарь Даля:
Едет В.И. Даль в повозке с ямщиком. Тот посмотрел кругом и говорит "Замолаживает!". Даль поёжился, переспросил - "Что?" - "Замолаживает". Даль достаёт перо и пишет "Замолаживет - в просторечии "быстро холодает". А ямщик тут же повторяет: "Замолаживает, балин, говолю - потолапливаться надо".

И вот, казалось бы, какое наше собачье дело до того, что там творилось ещё до появления первого Айфона? В пору модернизаций и инноваций обращаться к примерам многолетней давности - просто неприлично, ведь уже "всё по-другому", вышли новые патчи и всё такое. Ан нет, не по-другому.

Где-то с послевоенных лет у нас в стране нарастает ситуация, когда элита страны начинает ассоциировать себя со знатью - как же, мы же высшее образование получили! Неважно, что на народные деньги, за счёт крестьян и прочего быдла - главное получили, теперь перед нами холопы должны шапку ломать. Чтобы дистанцироваться от этого быдляка, которое в общем-то кроме диплома толком ничем и не отличается от "белой кости", как раз и используется приёмчик ещё петровских времён - мы европейцы, а вы - азиатская смердь. До того уже дошло - не сейчас, давно уже так, ещё с советских времён - что русский народный костюм сейчас фактически равняется в глазах масс клоунскому; появляться в нём просто неприлично. Тогда как в Европах и Азиях - это пусть и не повседневный, но всё же - обычный наряд; да что европы - даже "в Украине, на" политики уже в вышиванках своих рассекают, показывая свою украинскость - а способны ли на это наши элитарии?.. Путин в косоворотке, Медведев в зипуне - что-то как-то верится с трудом. Про Прохорова уж и вообще молчу.

Не-русскость проникла куда глубже, чем просто неприязнь к костюму. Культурный базис современного человека - уже не элитария, а практически всех подряд - основан на не-русских ценностях, произведениях, песнях и так далее. Кирпичики самосознания впитываются человеком с дедства - с уровня колыбельных, с детского сада и начальной школы; что его окружает в ту пору, на том он и базируется в последующей жизни. Если это правильные кирпичики - в дальнейшем человека достаточно сложно сбить с толку даже полной сменой ориентиров, у него встроенный компас показывает в нужную сторону.

Приведу нескромный пример - в дедстве хорошо помню, как мне пел колыбельные отец. Среди обычных песенок и даже битловской (в ту пору почти запретной) Eleanor Rigby попадались и наши советские "Шёл отряд по берегу" и прочие песни проклятых коммуняк. И когда пошёл навал на Советскую власть, я, тогда ещё подросток, не подумал, как все остальные хомяки "Вот ведь какая она, правда!", а моя мысль осталась на уровне "Врать-то можно, но завираться зачем?". И когда вполне взрослые дядечки типа того же Вассермана (awas1952) признаются, что они сперва поверили вранью либералов, а потом типа им видение было и они обратно к "нашим" повернулись, мне правда смешно. Не над Онотоле смеюсь - он как раз один из немногих, кто открыто признаётся в своих ошибках - над тем, насколько просто можно обмануть человека без базиса, будь он хоть трижды знаток с бородой до колена.

В ту же пору, когда либералы гадили изо всех щелей на нашу с вами совместную Советскую историю (помните, что бывает с человеком без памяти?), самое отмороженное их крыло гадило на русскую культуру - вот типа, посмотрите на немцев или там французов, вот у них - культура, а у вас что? Вы варвары и смердь - слышалось с этого фланга. Во многом именно поэтому я ни на минутку не усомнился, что все кругом врут, а я один Дартаньян - потому что уже тогда был немного в курсе нашей русской культуры, и понимал, что немцам и французам до неё не допрыгнуть, даже со стремянки. В качестве культуры демонстрировались подметённые гастарбайтерами улочки - а человеческая-то культура где? Покажите какое-нибудь народное произведение французов, так чтобы мы сказали "вау". И что-то никак и никто не открывает карты, в каком же таком месте "они" лучше чем мы. Улочки чистые можно и за Байкалом увидеть, безо всяких гастарбайтеров - посмотреть фото оттуда можно в моих отчётах об экспедициях к староверам. А французский народ - именно как народ - никакой великой культуры толком и не произвёл, чтобы его ставить пример нам. Про немцев вообще молчу - там в каждой деревне свой диалект, можно ли говорить о единой немецкой народной культуре - вообще вопрос. Хотя, конечно, для кого-то и Бурановские бабушки - русская культура, даром что они удмуртки, и даже поют не на русском. Эдак можно договориться, что и грузины - тоже русские; не, ну а чё...

Почему этот процесс де-русификации так сильно вдарил в последнее время?.. Вообще-то практически повсеместно в мире этот процесс идёт - традиционные формы бытования культуры размываются, им на смену приходит масс-культура, формируемая специально обученными дятлами культурными деятелями. Просто, в свете вышенаписанного, культура русского народа оказалась в загоне - пропагандировать национальное элите общества оказалось отвратительно, и она начала "причёсывать" русскую культуру, превращая её в подобие европейской; таким образом появился "засракульт" (от Заслуженный Работник Культуры), под которым ныне 146% современных россиян понимают русскую народную культуру. А когда идеологический пресс цензуры исчез, отпала и необходимость соблюдать мало-мальские приличия - в итоге граждане и гражданки, якобы олицетворяющие "руссконародность", уже чуть не с голыми задами скачут по сцене, используя небезразличный народной культуре электорат в своих корыстных коммерческих целях.

Сейчас наших детей окружает иноземная культура - мультики, книжки, песенки, даже язык зачастую не родной, а фашистский; хорошо хоть последние несколько лет как схлынула волна ярой русофобии и теперь можно (и нужно) найти и русские и советские книги, смотреть отечественные мультфильмы, а не поганую современную "анимацию"... Но, к сожалению, определённая доля потерянного поколения уже сформировалась... Люди, которые с дедства воспитаны на американском, вряд ли будут с гранатами под "Абрамс" кидаться, если им скажут, что в американском плену их не пытают, а обращаются с ними хорошо (с)...

В советское время русская культура была в небольшом загончике - не принято было "большому брату" выступать, даже у себя дома; хотя не сказать чтобы это прямо сильно кому-то мешало; послушаешь наших звёзд, как им тяжело жилось тогда, и удивляешься - как же так, им ведь ещё и деньги давались государственные на поездки, аппаратуру и прочая. И тем не менее - с тех пор выставлять напоказ свою русскость уже тогда стало моветоном, а сейчас и вовсе низость. По выражениям видных деятелей культуры, слова "русское народное" и "фольклор" порядком опозорены. Тут не могу не привести свою предыдущую статью про живительную силу цензуры.

Нет, элитариев с одной стороны можно понять. Они с дедства приучены к филигранному, высокому и профессиональному - а тут вылезают какие-то взъерошенные личности и давай реветь пьяными голосами; конечно, от такого получаешь культурный шок. Он ж культурные европейцы, и ВОТ ЭТО и есть русская культура? Нет, тогда они решительно не имеют ничего общего с русскими. Ну, это старая беда фольклорного движения - про это я писал в статье про аккуратность в музыке. Да, нам - фольклористам - надо быть аккуратнее, а зрителям - толерантнее, ибо народная музыка - она такая, в том числе - и пьяными голосами, только всему место и меру надо знать.

В народе тоже есть немало традиций и произведений, которые не грех хоть в Большой Театр выносить, хотя они родом из "глуши" за несколько тысяч километров от МКАД. Само понятие "глушь" в его современном понимании - не-русское, для русского везде - своя земля, это какой-то европейско-французский манер отделять столицу от всей остальной страны. Просто их никто из элитариев не слышал, а если даже и слышал - то не воспринял как нечто своё - для них это как эскимосские напевы, или там стук африканских барабанов; вроде прикольно, но что-то далёкое и непонятное.

Потому и носит современного человека взад-назад по миру и по жизни - он и здесь чужой, и там не свой. Почвы под ногами толком нет, не чувствует землицы родной. Даже счастье у него какое-то такое, эрзацное - не умеет радоваться моменту, вместо этого радуется шмоткам и отрыву. А ведь нам с ними, как с теми офицерами 1812-го, у костра вместе сидеть, если что...


  • 1
уау. Отличная статья. Сама об этом думала, почему у нас над народными ансамблями посмеиваются, а в Европе носить национальные платья (дорогие, кстати) считается круто ? Они с молоком матери впитывают гордость за свою страну, а у нас уже молоко матери отравлено чувством неполноценности своего народа. Думаю, у России есть все шансы достойно перенести надвигающийся мировой кризис, а если возьмутся еще за идеологию, особенно если при поддержке "снизу", народного движения по защите своего народа, то все у России будет хорошо.

Edited at 2012-10-06 03:40 pm (UTC)

С детства русские народные сказки люблю, детям читала, они уже спят давно, а я все остановиться не могу. Благодаря им с русскими и дышу в унисон. Хотя нас по миру и помотало, мои дети гораздо более русские, чем многие, оставшиеся дома. Язык, церковь, еда, литература, круг общения, все в них аутентично моему. И все это сказки наши родные сделали!

но гавкать-то зачем?

Рассуждаем о русской культуре, а свои эмоции выражаем звуком "вау" - имитацией собачьего лая. Культура - это во многом язык. Для нас это - русский язык. В нём штук сто синонимов типа превосходно, замечательно и так далее. Так нет же, даже борцы за русскую культуру гавкают.

Re: но гавкать-то зачем?

Ну, это был сарказм, вестимо. К тому же вещаю на инет-аудиторию, которая термины "лепота" воспринимает зачастую в штыки.

  • 1