xommep (xommep) wrote,
xommep
xommep

Categories:

Про честь

Вторая часть статьи про волю и свободу; в конце статьи всплыло слово "честь", которое кажется современником анахронизмом и бессмыслицей, но которое имеет совершенно банальный и при этом крайне обидный для всех смысл. Меня тут пару статей назад обличали в неуважении к читателю - ну, родное сердце, сегодня попробую показать, что носителя современной культуры уважать в общем-то и не за что. Это не приговор, скорее диагноз, и банально лечится даже без лекарств - основная проблема в собственной голове, как обычно. Поговорим за честь и бесчестье?

Часто ругаюсь на состояние общественного дискурса - сплошь и рядом вещи называются не своими именами; а некоторые - как в данном случае - выставляются сложными и непонятными; слово "Честь" выглядит настолько сложно определяемым, что его используют только популисты, которым всё равно, о чём трындеть. Из повседневной культуры оно начисто вымыто и подразумевается как нечто настолько высокое и далёкое, что лучше его и не трогать, дабы не выглядеть дураком. И в этом я вижу одну из основных проблем современности, краеугольный камень разрушения традиционной человечьей культуры - не только русской, вообще обще-человечьей, в хорошем смысле этого слова; слово "честь" в ходу и на Кавказе и в монгольских степях, и только в вонючих мегаполисах ему нет места. А хотите простой ответ, почему? По определению.

Википедия даёт весьма мутное определение термина "честь"; хотя по нему уже можно догадаться, про что пойдёт речь. Годное определение нашёл в словаре Дмитриева:

1. Честь — это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.
2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

С некоторыми оговорками термин "честь" можно заменить термином... "честность". И, собстно, на этом статью можно завершать - умному достаточно, чтобы понять, почему термин "честь" сейчас не может использоваться; современная экономика и культура == дистиллированная Ложь и противоположность Чести и Честности. Но залётному читателю может стать непонятно, чего это автор обзывается; приведу несколько примеров.

Честность (и честь) неразрывно связаны с понятием Правды и Идеи вообще; и это опять же не какие-то возвышенные и непонятные термины для запаривания мозга, а производные от вполне научно определяемого термина "Истина". Как показывал в прошлой статье, честность - это примат Истины над Выгодой; то есть намерение сохранять собственную правоту даже ценой материальных лишений.

Не стоит слишком идеализировать понятия Чести и Честности - например, псевдо-либералы настаивают, что "истина" вполне может оказаться и ложной; и это тоже логично; вполне честный дурак по этой причине может наломать дров на уровне умного лжеца. Но тут разница в том, что в одном случае совершается глупость, которая может быть исправлена просвещением; а с другой стороны творится преступление, которое лечится только репрессиями. Результаты могут быть схожи, только лечение принципиально разное.

Кое-кому по-прежнему может показаться непонятным, почему я обзываюсь на современность Ложью. Как показывал ранее, в современной "культуре" нет понятий Добра и Зла, они заменены Выгодой; и верхней ценностью современности являются деньги, сиречь материальные ценности. Напрямую это сформулировать нельзя, потому что последнему коню станут ясны выводы, сделанные в прошлой статье - людей держат за скот, разменявший первородство на чечевичную похлёбку; поэтому монетаристскую суть экономики прикрывают обманкой "либеральной" культуры, где постулируется примат Свободы - дескать, надо быть свободным, и спасёшься. Но ведь и это является ложью - Свобода часто прямо противоположна материальным интересам, об этом также было в предыдущей статье; хочешь Свободы, бери палатку, спальник и вперёд, за туманом и за запахом тайги. Может, и не надо излишне демонизировать материальность, но вообще-то примат материального комфорта является первым признаком внутреннего закабаления - ты не можешь то и сё без костылей комфорта, какая ж это свобода.

Но псевдо-либерализм, повторюсь, всего лишь обманка для прикрытия основных смыслов и основной мотивации современной экономики - личного обогащения. Успех в современной культуре неразрывно связан с материальными благами; чего бы ты ни добился, если это не приносит материального благополучия - значит, всё зря. И наоборот - застройщики втыкают небоскрёбы посреди старинных особняков, продавцы барыжат токсинами под видом продуктов, промышленники всеми силами экономят на качестве - заради чего? Заради собственной наживы. Грабь, бухай, отдыхай - всё по заветам Щаранского.

Может показаться, что Честь и Честность против материального и против прогрессу вообще; на этом всячески настаивают квази-либералы. Но, как постоянно говорю, всё на свете от смыслов - вся история Человечества это путь освобождения, от рабства до первого бесклассового общества, и всё это худо-бедно сопровождалось прогрессом. Тут скорее вопрос приоритетов - какую цену мы можем заплатить во благо материального прогресса? Чем можем поступиться? И тут как раз на помощь приходят Честь и Честность - если вас можно купить за банку варенья и пачку печенья, то не дешёвка ли вы? И дело тут не столько в обзывательствах, сколько во вполне научно определяемой Честности - давайте не будем называть стремление к комфорту каким-то там "прогрессом", если это банальное оскотинивание и лишение себя разумности и субъектности (опять же см. предыдущую статью). Грубо? Зато про войну. (с)

Можно ли совместить Честь и Прогресс - разумеется. Возможно, он будет идти не так безудержно - в материальном плане; но при этом люди будут оставаться людьми, а не тварями дрожащими. По сути Честь - одно из важнейших качеств, выработанных Человечеством для обороны себя от скатывания обратно в жЫвотный мир. И то, как мы сейчас к нему относимся, показывает наше собственное позиционирование в этом мире.


Не самая сильная песня по теме, но в качестве иллюстрации вполне сгодится.

В термине Честь нет ничего сложного и непонятного. Вся сложность - в нашем неприятии Чести и Честности как необходимого условия повседневности. Можно ли это исправить - более чем возможно. Это даже не потребует никаких грантов и инвестиций, кроме укладывания кирпичиков в собственной голове.

Следом, надеюсь, выйдет связанная статья про Обман, зеркальная противоположность темы этой статьи; чтобы не мешать тёплое с мягким, разделю тему на две части. Не переключайтесь.

>>> Про обман и ложь >>>

Tags: культура, психология, размышления, терминология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments