xommep (xommep) wrote,
xommep
xommep

Categories:

Про уважение к труду

На тему труда писал неоднократно (тут и тут как минимум); однако рассмотрим это важнейшее понятие ещё одной точки зрения - психологической. Разбор ситуации с точки зрения психоанализа иногда полезно - не для того, чтобы, как это принято в определённых кругах, успокоить клиента, а наоборот, чтобы понять, как мы дошли до жизни такой, и куда нас заводят те или иные процессы в Обществе.

Раз уж речь за психологию, то начнём с того, что не-уважение к труду, как ни странно, сидит у каждого, как говорит безграмотная часть населения, "в генах", а грамотная - в подсознании. В раннем детстве у каждого из нас не было никаких обязанностей, кроме как есть манную кашу, и каждый поступал так, как ему хочется (в границах дозволенного репрессивными органами "мама" и "папа"). Инфантилизация общества в последнее время только нарастает, и возраст принятия решений и вступления во взрослую жизнь наступлением полноценной ответственности за свои дела всё возрастает. Некоторые дети до школьной поры не умеют самостоятельно одеваться - не потому, что они тупы или ущербны, а потому что не надо. В детской психологии, как уже писал ранее, вполне естественно формируется эгоцентрическая картина мира; и если с этим ничего не делать, то рецидивы такого мировосприятия проявляются на уровне всего Общества.

В чем тут, собственно, проблема-то. Ребёнок не понимает, откуда берутся окружающие его блага, и на определённом этапе развития личности выясняет, что они (сами собой) возникают, если просто попросить. Для детского сознания это нормально, но помножаем это на инфантилизм, переходящий в подростковое понимание мира, из которого можно при определённых обстоятельствах не выбраться до самой кончины. У подростков также ещё не сформирована картина мира, ответственность минимальна, и также зачастую нет понимания, откуда берутся окружающие блага. Если родители и вообще общество не применяет к ним целительную трудотерапию, то вполне взрослые граждане не понимают, откуда берётся ток в розетке, а продукты - в магазине.

И здесь мы наступаем на одну из проблем современности - мы с некоторых пор живём при торжестве монетаризма, а для монетаристского общества гражданин является в первую очередь... грамотным потребителем. Для рыночной "экономики" роль каждого конкретного человечка в производстве всё время сокращается, но основная функция гражданина на "рынке" никуда не девается - "экономика" работает только тогда, когда её продукцию покупают. Поэтому давно уже основная функция гражданина - не производить, а потреблять. Да, чтобы потреблять, нужно откуда-то взять средства, но "экономику" и общество давно уже не беспокоит, на что вы живёте (если слишком сильно не нарушать законы), так что социальная функция потребления давно заборола производственную - если у тебя есть деньги, ты молодец. Недаром противники рыночной "экономики" называют её обществом потребления.

Кумулятивного эффекта психологии потребления добавляет усложнение производственных цепочек, о чём недавно говорил тов. Вассерман - лет 100 назад каждый ребёнок лет как минимум с 10 (кроме совсем уж знатных) мог детально рассказать, как конкретно делается хлеб, одежда, даже дома; теперь же взрослые дяди и тёти сплошь и рядом понятия не имеют, как устроен инструмент, которым они всю жизнь зарабатывают себе на хлеб.



В итоге у людей теряется понимание, что их окружает труд других людей - оно как-то так само собой берётся неизвестно откуда. По сути это - инфантилизация сознания, возврат к младенческому восприятию жизни, где надо как можно сильнее попросить, чтобы получить желаемое, и самая большая задача в жизни - поедание каши.

Отсюда и упование "либеральной оппозиции" на США и Запад - дескать, мы их попросим посильнее, и они дадут нам того и другого. Когда у либерально-инфицированных граждан спрашиваешь, а что ты сделал для хип-хопа в свои годы, в глазах непонимание - я делаю, что могу, плачу налоги (что зачастую неправда), а вот государство мне должно обеспечить то и сё. Ведь "у соседского мальчика Пети машинка новее и шортики моднее", поэтому долой и ганьба.

Но проблема, конечно, не только в либералах, будь они трижды здоровы. Простой обыватель думает ровно так же, что и не удивительно для такого пресса рекламной информации, которая буквально понуждает людей искать счастья в потреблении - а ведь она, реклама, в буквальном смысле вокруг нас. Как уже писал ранее, сейчас выгоднее добыть в Заполярье нефть с газом, оттранспортировать их на тысячи километров, сделать из них пластик, из него изготовить одноразовую посуду и отвезти её на тысячи километров взад, чем просто вымыть посуду; на эту тему писал в статье "про ресурсы". Просто "так выгоднее".

Проблема одноразовой посуды - это лишь вершина айсберга, показывающая, как современное общество социализирует чьи-то расходы, позволяя "бизнесу" вести свои дела ценой воровства общего будущего. Общая проблема инфантилизации общественного сознания куда глубже - мы настолько привыкли пользоваться общественными благами, что считаем их, как неразумное дитя, за само собой разумеющееся, хотя это - труд целой орды людей. Например, то же самое образование - это не только расходы бюджета, но также и формирование самого этого Общества, где для передвижения по улицам не требуется бронетехники и навыков рукопашного боя, и люди говорят на одном языке во всех смыслах этого слова. Однако граждане, закончившие школу и даже ВУЗ, искренне считают, что они никому ничего не должны, хотя подобное образование где-нибудь в Европе загнало бы их семью в долговую кабалу масштаба жилищной ипотеки.

Вообще одна из основных проблем современности - взаимо-неуважение. Теория монетаризма подразумевает, что основной ценностью экономики и Общества являются деньги, и всё, что им мешает, вторично и зачастую пренебрежимо; в итоге отрицается это самое Общество в целом; каждый спасается сам, и человек человеку волк. В недавних статьях про сталинистов и про Николая 2 писал о взаимной не-уважении в политике, разжигающим гражданскую войну; теперь же говорю о не-уважении к трудам окружающих - ведь, исходя из детской морали, только собственный труд важен, а труд окружающих - мамы-папы-бабушки-мальчика-Пети - сам собой разумеется. Если не взрослеть, то такой подход переносится и в мир больших дядь и тёть, что мы и наблюдаем вокруг себя, особенно в стане "креаклиата", занимающегося, как правило, общественно бессмысленным трудом. Но об этом, пожалуй, будет в следующих сериях.

Монетаризм атомизирует общество, и бесполезно склеивать его мишурой патриотизма, если люди чувствуют противопоставление друг другу; сама логика современного экономикса постулирует конкуренцию всех со всеми - призывая к "успешности", автоматически обрекаешь часть людей на лузерство. Потому и не склеиваются общества, и так легко горят в пекле гражданских конфликтов - от Югославии до Сирии. Потому что пробоина - в основах, в культурном базисе, который в экономиксе определяется по тем же экономическим законам, сиречь "бабло понад усе". Принимаем примат Выгоды над всем остальным (включая Добро и Зло) - получаем на выходе, что имеем. Тут всю систему менять надо. (с) И в первую очередь - у каждого в голове.

Tags: психология, размышления, терминология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments