?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про лишних людей
xommep
Продолжу ковыряние в основах мироздания, в поисках ответов на вопросы, почему современный мир развивается таким странным образом - айфоны прогрессируют, человеки деградируют. И речь, ессно, не про полимеры...

Как постоянно говорю, надо обращаться к первоисточникам и искать в происходящем смыслы. В частности, ранее писал статью про гуманизм, в которой показал, что кажущееся современникам безусловно положительным понятие гуманизма по сути привело Западную цивилизацию к вырождению. Нет, с точки зрения айфонов и прочих "высоких" технологий всё у них в порядке (хотя толковых инженеров уже сейчас приходится импортировать из стран 3-го мира), а вот с биомассой вечно какая-то ботва. Сегодня у знакомого наткнулся на статью, описывающую кризис мышления современного общества - так что мои регулярные наезды на безмозглых хомяков не так уж и маргинальны.

В чём же оказалась, на мой взгляд, главная засада гуманизма как системной ловушки для целой цивилизации? В отсутствии моральной точки опоры. В других, не-гуманистических, системах ценностей, человек является субьектом, который прозябает в мире, которым правят какие-то другие, высшие силы - и соответственно идеология или религия наставляет и ведёт его от одной силы к другой. То есть, как я регулярно говорю - существует строго определённая система координат, ориентиры (как пример - традиции), которая задаёт желаемое направление развитие человека и общества; и это возможно именно потому, что человек в них - субьектен. В гуманистической системе мира человек суть центр мироздания, царь зверей и всё такое - поэтому никаких других координат и ориентиров нет. Именно из гуманизма, опять же на мой взгляд, происходят корни монетаризма - он бы не смог занять место господствующей идеологии, если бы существовали какие-то другие безусловные ценности, навроде тех же Заповедей - но так как человек понад усе, то всё, что ему - конкретному человечку - прикольно, то и хорошо. Отсюда полшага и от до относительности добра и зла - в отсутствии ориентиров всё, что выгодно == добро, даром что то же самое, но направленное против вас == зло... Поэтому лично для меня "развитие" европейской цивилизации вполне логично приводит к нацизму и фашизму - это не искажения, а как раз совершенно естественный путь развития "цивилизованных" народцев.

Примерно по такой же логике работает и экономическая составляющая мировой западной экономики - всё тот же упомянутый выше монетаризм. Исходя вроде бы из невинной предпосылки, что наличие денег в экономике является благом и двигателем экономики, он приводит к зеркальному отражению гуманизма - если гуманизм устраняет все другие ценности, кроме человека, то монетаризм наоборот, устраняет человека из экономики. Все другие экономические формации рассматривают важнейшие производственные отношения с точки зрения человеческого фактора - кто на кого работает и что кому принадлежит - то при монетаризме человека в экономике как бы и нет: товар-деньги-товар. Безусловно, оперировать универсальным и легко виртуализируемым понятием денег куда проще, нежели учитывать массу факторов реальной экономики, но подобный подход очевидным образом приводит к постоянно упоминаемому мною игнорированию всех других ценностей, кроме денежных.

Поэтому я всегда говорю - если хотеть "жить как в Европе", то неизбежно придёшь к фашизму и прочим извращениям, навроде голубятни - это системная проблема западной цивилизации. В ней - с русской точки зрения - всё с ног на голову переставлено, причём в самых азах. Обывателю старательно показывают материальную часть жизни Запада - она там в порядке, что и неудивительно при морали вещизма - при этом подразуемвается, что никаких других ценностей нет, и пещерный глубинный расизм Запада - это норма; и игнорирование человечьего фактора в экономике - тоже норма; и вообще, главное это вещи, а какие-то там отношения и какое-то там Добро/Зло - вы о чём вообще? Давайте и дальше строить общество красивых газончиков и чистых дорожек, ага.

Проблема безработицы - одна из ключевых в монетарной экономике. Понятие безработицы, конечно, существовало практически всегда - но именно в монетарной экономике оно стало максимально глобальным и критическим для жизни общества. В традиционных обществах всегда можно было изолироваться от общества и жить натуральным хозяйством, но именно монетаристская экономика стала по-настоящему глобальной и стала определять все сферы деятельности человека - в частности, даже для работы на собственной земле в "развитых" странах требуется разрешение; то есть путь натурального хозяйства по сути законодательно отрезается. Экономика глобальна и не приемлет никаких альтернатив - недаром "страны-изгои", которые в русской морали считались бы странами-бедолагами, тут объявляются... врагами; обо что уже писал не раз.

А что же такое безработица?.. Это когда человеки не могут найти оплачиваемую работу в экономике. Экономика - (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

То есть общество хозяйствует таким образом, что значительная часть этого самого общества по сути не нужна. Это примерно так же, как если бы в семье был нелюбимый сын, которому не давали ни работы, ни еды, ни угла - живи как хочешь. Если рассматривать с точки зрения нормальной, традиционной морали - выглядит как бред, но если включить в голове монетаристский подход - то всё окей, ведь подобный подход позволяет максимизировать прибыль! Именно наличие безработицы позволяет держать минимальные размеры зарплаты для персонала; не нравится работа - пшёл вон; сооцно народ горбится за мЕньшие денежки, чтобы не пополнить армию безработных, которая в мало-мальски "развитой" стране исчисляется миллионами.

И возникает следующий вопрос - а вообще экономика нам зачем? Чтобы делать деньги или чтобы делать жизнь всего общества лучше? Подобные вопросы вы не услышите ни на одном "приличном" канале или журнале - потому что с точки зрения монетаризма они практически неприличны - потому что возносят хулу на идеологические основы общества. А я уже не раз говорил, что даже формулировка подобных вопросов неизбежно приводит к пониманию социализма - не в плане флагов и лозунгов, а в области ценностей. Что первично - деньги или люди?..

Нельзя нам принимать европейские ценности и пытаться строить общество эльфов и лужаек - потому что оно порочно в самых своих основах. Имея ресурсы всего мира, западная цивилизация несёт хаос и разорение во все уголки мира - лишь бы умереть чуть позже, чем все остальные противники; казалось бы, в 1991-м году наступила окончательная пэрэмога, последний противник сдался сам, без миллионных жертв, и можно строить общество всеобщего процветания благоденствия - и таки шо? А кроме айфонов как-то даже и вспомнить нечего, чего же такого было построено за последние 20 лет... Стоит ли чистота на улицах и личное авто угрозы атомной войны, которая является неизбежной при развитии цивилизации тем путём, что сейчас - вопрос далеко не праздный. Раньше были виноваты клятые большевики, теперь клятые москали, завтра ещё клятый кто-нибудь - не пора ли уже задуматься, всё ли в консерватории в порядке?

Не говорю, что чистые улицы и личные авто это плохо. Но если их поставить превыше интересов общества, то только к мерзости прийти и можно. Чего бы не хотелось.


Вроде детская песенка, но смысл у неё совсем не детский. В современном обществе даже немного неприличный.


Recent Posts from This Journal

  • О пользе

    Отскочу в сторону от темы информационного общества, и продолжу тему полезности, уже не с точки зрения информации, а в целом. Из неё следуют…

  • О полезности информации

    Продолжаю тему информационного общества (ИО); после несколько скомканной статьи про качество информации немного отойду от теоретизирований и…

  • Про качество информации

    Продолжаю тему информационного общества (ИО), сегодня попробую рассмотреть довольно скользкую тему качества информации, имеющую прямое влияние на…


  • 1
Вы ошибаетесь насчет гуманизма. Попробую чуть погодя описать подробно.

Да нет, не ошибаюсь - статью про него можно почитать отдельно, и вопросы задавать лучше там, ибо эта - лишь следствие.
Многие вещи совсем не такие, какими они кажутся.

Никак без ссылки не получится, пост давно написан.
http://philarmon.livejournal.com/61726.html

Насчёт песни вы неправы - с культурной точки зрения имхо там всё в порядке. То, что "клятвы можно нарушать" - это вы сами уже домыслили. По сути это практически духовный стих. Там тоже не всё разжёвывается, всё на символах построено - вообще русская культура это больше образы, а не слова.

Что до "Электроников" - то тут, пожалуй, соглашусь - песенки уже на порядок глупее; как раз про это думал при написании статьи.

Я могу быть и не прав. Вот только результат вокруг является результатом моей "неправоты".
А что это значит?
Нет, не то, что я подогнал решение под ответ.
А то, что Вы до этого взгляда (определённого угла зрения) на действительность не созрели.
Ничего! Вы уже близко.
Я тоже так как Вы думал раньше и не мог найти причины. А ведь они же никуда не делись.
Как говорится "виноватых без вины не бывает". Это ещё Жеглов говорил.
Ждём от Вас посты про обязанности человека, про его адекватность, про балансы в человеке и в обществе...
Пока чётко не выскажетесь на эти темы, будет непонятно:
- кто Вы?
- какой Вы?
- каким станете?

Да, там, за запрещённым "шлагбаумом" размышлений, интереснее. Не бойтесь, откройте "его" сами, раз отказались от помощи по Скайпу.
Или уже хотите вживую поговорить? Я готов прям сейчас.

(Deleted comment)
В целом да - в основном наши отличия сейчас заключены в "атавизмах" типа отношения к Победе и прочей исторической "трескотне" - но на решения больших и толстых дядечек это всё никак не влияет.
Однако наше общество, смею надеяться, всё же отличается от европейского - в силу принятия русско-советских традиций. Уже остаточно, но тем не менее.

Процесс понимания, что европейские ценности это плохо уже пошёл - что не может не радовать. Но надо не просто бороться с мемом "европейские ценности", но и на деле понимать, что это такое. Например, ездить на работу на машине - неправильно, хотя и по-европейски. 1 ребёнок на семью - аналогично. Итд и тп.

Вы знакомы со спиральной динамикой? Это любопытная концепция об эволюции ценностей. Суть в том, что на разных этапах общественного развития доминируют разные ценности, а спиральной эта динамика называется потому, что развитие ценностей склоняется то к "индивидуальному, то к "коллективному" полюсу. Важность данной концепции в том, что она снимает противоречия гуманизма (который, судя повсему, вы понимаете как индивидуализм) и традиции, позволяет увидеть всю картину.

Ну, судя по подвижности "ценностей", это скорее скорее не снятие, а оправдание противоречий.
У гуманизма много граней, и одна из них - отсутствие ответственности за свои поступки. Индивидуализм лишь следует отсюда.

Именно снятие, на более высоком уровне. Ценности эволюционируют как в жизни отдельного человека, так и в развитии общества. Одному и тому же человеку важно совершенно разное в два и три года, в 7 и 14, в 25 и 75. Тоже самое с обществом. В первобытном племени важно одно, в полисе другое, а в современном обществе третье. Это нормально. Причем есть и т.н. корневые ценности, общие для всех людей.

Откуда вы вообще взяли про отсутствие ответственности, как неотъемлемую черту гуманизма?

Ну-ну, про эволюцию ценностей - любимый базар либералов. ТОлько почему-то они у них всегда "эволюционируют" к колбасе и баксам.

Франкл, Маслоу, Грейвз, Кен Уилбер и другие гуманисты считают, что ценности эволюционируют в несколько другую сторону.
Идеологиям свойственно вульгаризироваться по мере проникновения в массы. Когда я в детстве спросил у родителей, что такое коммунизм, который мы строим, мне сказали, что это когда в магазинах все бесплатно. Никаких отличий от колбасы и баксов.

Вы ещё Геббельса вспомните. Ни одной русской фамилии - эти "гуманисты" поди приветствовали бомбёжки Хиросимы, Вьетнама, Ливии и тд. Позорище, говорю же.

Про коммунизм и мне также рассказывали - потому что ребёнку так и надо говорить. Он потом вырастет и до чего-нибудь другого дойдёт - а современное общество "гуманистов" такой хренью кормит вполне половозрелую биомассу - включите телевизор и хавайте, чоуж.

> отсутствие ответственности за свои поступки

Сами же выше написали про безработицу. Не вписался - прозябай. Еще какая ответственность за поступки.

Вот в этом, кстати, гуманистические западные общества находят оправдания перекосам. Мол, плохо старались, вот ответственность за дурные выборы - дурная жизнь. Очень распространенный на западе взгляд.

Амстердамская декларация 2002 г.
(фундаментальные принципы современного гуманизма)
http://huma-vestnik.livejournal.com/766.html

И как это, интересно, пересекается с бомбёжками Ливии, Сирии, оккупацией Ирака, разжигании Майдана на экс-Украине - и всё ведь вполне в рамках этих мега-принципов, не так ли?

Гуманизм страшен своей обманчивостью - и тем, что игнорирует общество как сущность. Отсюда и его каннибализм.

Ну по крайней мере, сейчас никого не секут на конюшне и не меняют на борзых щенков. А есть еще такие освященные временем традиции как право первой ночи, право пробы клинка, публичные казни, ослепления по политическим мотивам и так далее. Вы просто живете во время, когда гуманизм реально достиг огромных результатов, настолько, что это даже не замечается. Это подобно тому как советские люди воспринимали бесплатное образование, медицину, жилье,уверенность в будущем как нечто само собой разумеющееся, и многим в голову не могло прийти в капитализме такого нет. (Кстати надо заметить, что коммунистическая идеология - это безусловно одна из форм гуманизма). Тоже самое с гуманизмом. Мне не хочется даже представлять, какие прелести ждут нас всех, если он будет отменен как один из основополагающих принципов.
А насчет Сирии, Ливии и Украины, то надо констатировать, что война - это атрибутивный признак человека. Воюют все! И нигде не лгут бюольше чем на охоте и на войне. А гуманистическая риторика это не более чем дымовая завеса, такая с позволения сказать военная хитрость.

(Deleted comment)
Гуманизм - это, как нетрудно догадаться, не уважение человека, а отрицание любых других ценностей, кроме "человека" - точнее, кроме тех, что этому "человеку" навязывают. Отрицание морального базиса, если хотите.

В коммунизме нет гуманизма - потому что там ценность условной мировой революции выше человека. Потому-то там появились и пенсионная система, и бесплатное образование, и бесплатная медицина - про что "гуманистический" капитализм может лишь плакать кровавыми слезами.

Что у либералов в башке, это ж ппц.

  • 1