xommep (xommep) wrote,
xommep
xommep

Category:

Про утрату идеи

Вторая статья "про утрату" - после "обыденной культуры" пришёл черёд поговорить о том, как целые сообщества и цивилизации теряют смысл собственного существования. Казалось бы, аффтара уже занесло куда-то совсем не туда - а вот и нет, тема по большому счёту очевидная и буквально торчит из повседневной жизни простого человека, как бы не странным это показалось.

В статье ожидается много букв и весьма кругообразный путь мысли - так надо. :)

Про "идею" как таковую я уже писал, и почти в том же контексте - хотя за прошедшие пару лет многое в мире поменялось, и люди местами поменялись, но из слова песни не выкинешь. Поэтому начну как бы вообще не с той стороны.

Посмотрел надысь буквально свеженький, с пылу/с жару, сериальчег "Dominion" - про войну людей с... ангелами. Да-да. В завязке пилотной серии нам сообщают, что... Бог исчез, и ангелы, чей удел по разнообразным мифологиям - нести в мир волю Божью - не придумали ничего лучшего, как... истребить лучшие - по версии шэфа - его творения, то есть человечество в целом. В очередной раз не могу не удержаться от замечательной картинки:


Одним словом - позорище

Я бы понял, если бы несением откровенного треша в головы общечеловеков занималась бы какая-нибудь японская студия шлако-манги или восточно-европейские нищеброды... но ведь сериальчег вышел на канале Syfy, на котором ранее выходили вполне вменяемые проекты; например, упомянутый мной не раз в положительном смысле Battlestar Galactica и StarGate. И тут такое!

Сериал убог сразу по многим критериям - по подбору актёров, по степени истеричности, бессвязности и бессмысленности, по рваности повествования - при просмотре оного я ловил себя на мысли, что я смотрю творение Никитушки нашего Михалкова; а это, знаете ли, диагноз. Но всё же в данном случае главное, что меня впечатлило с плохой стороны - это именно отсутствие Идеи как таковой; не в сериале, у того понятно какая идея - в очередной раз сдвинуть окно Овертона и де-легитимизировать ещё и ангелов, до кучи с бородой и голубыми. У героев сериала нет идеи, и вот это уже даже не звоночек, а фактически набат. Самый положительный герой сериала - Избранный - вечно норовит улизнуть от ответственности, потому что не понимает, зачем ему всё это надо.

Кажется, что мысль уже окончательно утеряна, но нет, ещё немного погуляем кружным путём. Продолжим "сериальную" тему - в том же упомянутом выше сериале Battlestar Galactica - в начале повествования - можно отчётливо видеть наличие идей и смыслов у главных героев. Над всем родом человечьим нависла угроза уничтожения, и герои сериала не без зазрений совести приносят в жертву тысячи людей, чтобы спасти хоть кого-то; при этом в сериале показан кризис веры у всего начальства - мало кто верит в официальные пророчества, и все выполняют положенные ритуалы просто по привычке, однако необходимость выживать подстёгивает всех присутствующих в буквальном смысле лезть из кожи для достижения целей. У происходящего есть СМЫСЛ - внешний враг это всегда серьёзно, и помирать никому не охота; в общем-то сериал ставит вполне серьёзные моральные вопросы, и не похож на сказочку, где хорошие всегда хороши, а плохие всегда плохи.

Однако в мини-приквеле этого же сериала - Blood and Chrome, который был снят через 8 лет - хотя и рассказывается про примерно аналогичные события; всё так же идёт война на уничтожение человечества, хотя и чуть менее всё запущено - но герои уже вовсю сомневаются, зачем им всё это надо. Как говорят наши друзья буржуи, lolwut?.. В мире существует сила, которая всячески пытается тебя грохнуть, и твоих близких, и вообще чтобы от тебя ничего не осталось - и самое время задумываться, зачем нужна война, нехай воюют другие?..

Казалось бы, ну и что, ну и сериал, с надуманной драмой. А вы знаете, я при взгляде на эту ахинею сразу вспоминаю исторические примеры. Был на свете Рим, тысячу лет стоял, в годы рассвета занимал половину известного и доступного мира, но к моменту нашествия варваров Алариха утратил стремления сопротивляться любой ценой; некоторые граждане даже приветствовали разорение Рима - типа так нам всем и надо, за грехи наши. Ничего не напоминает? Вообще-то на эту тему я уже, оказывается, писал.

И вы будете смеяться, но с Византией - Восточным Римом - получилось ровно так же. Граждане Византии потеряли веру в то, что они могут отстоять Империю, и султан Мехмед, завидев богатства Византии, по преданию воскликнул: Безумный народ! Где был ваш разум? Что вы, обладая таким богатством, не смогли сохранить этого города...

А ведь в случае обеих Римов речь шла не про один городишко, пусть и большой - вместе с падением города пала и вся цивилизация, то есть в буквальном смысле миллионы жизней и судеб обратились в прах; не только сами, но и со всеми своими предками, которые, выходит, жили зря - потому что их дело не продолжилось, и потомки переродились из римлян во что-то другое.

Абсолютно то же самое наблюдаю в нашей "героическом" россиянском обществе, которое все последние десятилетия деградирует стремительным домкратом. Апофеозом русско-советской цивилизации явилась Отечественная война, придавшая смысл существованию человека во всех смыслах:

"Любой ценой, а значит лишь так и не иначе; что за цена, не надо объяснять".

Годов до 1960-х общество у нас ехало на волне того подъёма и жертвенности. Вспоминаю ранние вещи Стругацких и других писателей 1950-1960-х годов - с каким жаром они описывали грядущее покорение космических и других вершин; ровно про это писала domestic_lynx в своей статье про Травку - только я ещё добавлю искреннюю решимость добиваться поставленных (не так уж важно, кем) целей. Те же Стругацкие в молодости описывали покорение Венеры примерно в таких терминах: "Послали космолёт - он упал, все погибли. Послали другой - он опять упал, все погибли. Послали третий - аналогично. Раз на пятый наконец-то долетели и давай осваивать планету!". В современных реалиях уже на второй раз экипаж бы не собрали - дураков нет жизнь гробить неизвестно за что.

И вот где-то в 1970-е годы, не могу сказать, после чего - возможно, после Вьетнама - по всему миру пошло это затухание подвижничества и жертвенности, и началось насаждение мещанства.

Мещанство в качестве антиидеала — это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре (“полезное, как правило, враждует с прекрасным” — Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной мор<г™, его ценностное содержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны “геройствующих” идеологий (фашизм).

Я, на самом деле, терпеть не могу поздне-советские романтические фильмы (включая, кстати, и "звёздную" Иронию Судьбы) - именно за пропаганду мещанства и приземлённости. Не говорю, что всё кино "тогда" было плохое - ту же "Кин-дза-Дза" считаю лучшим фильмом всех времён и народов:


Многоуровневый фильм - в частности, про то, как наши, советские люди чувствуют себя в мире чуждых им ценностей. Замени КЦ на баксы - и налицо пророчество о 1990-х.

Но вот этот культ мещанства, который очевидно пошёл с Запада, но и наша с вами отечественная элита им заразилась, что в итоге привело к известным событиям 1991-го года. Не зря я всегда обрушиваюсь на сиюминутность нынешнего человека - если сравнить с предками, то современный человек вообще никто и звать его никак.

Люди, которые жили в нечеловеческих по нынешним меркам условиях, буквально рвали жилы, чтобы устроить лучшую жизнь - не только и не столько себе, сколько вообще, для детей, для страны, для человечества. Общаясь со старыми старушками в экспедициях, мы видим их отношение к жизни - они зачастую до сих пор помогают внукам, которые сами здоровые лбы; а уж сколько всего переделали в молодости, и не пересказать. Многие и до сих пор "горят", хотя тело уже подводит. И всё это категорически расходится с "культурой" мещанства, насаждаемой из телевизора - я про это дело уже писал в статье про культуру тунеядства.

Казалось бы, что поменялось-то? А смысл ушёл из жизни людей. Раньше они во что-то верили такое, ради чего стоит напрягаться и впахивать с утра до ночи; и речь тут даже не в мотивации страхом; это действительно вера и манера жить; это я и по собственным дедам видел, для них безделье буквально являлось чем-то постыдным. Хотя уже давно можно было втыкаться в телевизор, они до глубочайшей старости что-то городили, ещё и детей с внуками поддерживали, чуть ли не больше, чем наоборот.

И тем не менее вражеской пропаганде удалось внедрить в головы молодёжи - то есть поколению, которое не нюхало пороху и не горбилось на комсомольских стройках - мысль о том, что ты всего добился сам, и тебе государство должно обеспечить то и сё. Не ты должен, а тебе должны - то есть из народа-энтузиаста мы превратились в народ-мещанин. Это чувствуется и в элитарных кругах, и в забайкальской деревне - если общаться не со старушками, а с молодёжью; хотя чем дальше от "цивилизации", тем этой гнили меньше.

И как же всего этого удалось достичь-то? А через повседневную культурку маленького человечка - через рекламку, сериальчики - подобные вышеупомянутому выше Dominion и прочим, казалось бы, незаметным и невинным вещам. Если в лоб человеку сказать - ты чмо и ни на что не годный организЪм - он наверняка даст вам в лоб; а вот если эту мысль внедрять через пропаганду не-уважения к простому человеку, чтобы он осознал свою никчёмность сам - вот цель и будет достигнута.

Человеку нужна идея, для того, чтобы чувствовать себя человеком разумным, а не тварью дрожащей. Но в современном мире какие-либо идеи пасуют перед культом денег - ничего не имеет смысла, кроме денег, и о каких-либо идеях говорить смешно, если они не приносят профита. Это - не идея, это эрзац, и человек, который живёт ради денег (читай - ради отрыва, ради удовольствия) человеком разумным считаться не может, на мой взгляд; максимум - homo erectus, человек прямоходящий. Даже не неандерталец, увы - у того хоть мозг был.

Напомню, что Идея - это что-то такое, ради чего стоит жить и умереть. Не свожу всё к фанатизму, но если человек готов всерьёз рискнуть жизнью заради чего-то бОльшего, что касается не только его - то у человека есть что-то за душой. Обращаю внимание на аргумент "что-то большее" - его наличие отличает идейных от безбашенных любителей приключений; горные лыжи, например, никакая не идея. И поход в горы с целью поглазеть - тоже не идея. А вот поиски тунгусского метеорита и прочие научные изыскания - это уже что-то.

Не говорю, что человек днём и ночью должен думать, чего бы ещё такого сделать бесплатно и во имя светлого будущего - но у каждого должен быть стержень, и понимание, зачем он всё делает, и работает и отдыхает. Деньги - это не смысл, напоминаю - это инструмент, в лучшем случае.

Как помочь людям обрести Идею - я, ей-богу, не знаю. Сам всю жизнь прожил с верой в Справедливость, во всемирное Счастье всего человечества, и никакие либерально-голливудские соблазны на меня не подействовали; поэтому как вернуть утраченную веру в Идеал, понятия не имею - её надо с дедства воспитывать, такое моё мнение. Но для воспитания и самому надо верить, так что как обратить вспять нынешние изуверские процессы по переделке человека разумного в доисторического питекантропа, в широких масштабах - не представляю, как.

Могу предложить метод имени ГУЛАГа - всю культуру жестоко цензурировать, не пущать вражескую пропаганду на свою территорию, и нести в массы только разумное-доброе-вечное; но это сделать сложно по двум причинам - 1) Глобализация и доступность мерзости по каналам из-за рубежа и 2) Для несения Идеи ей самой надо обладать, иначе получится как в позднем СССР - людей учили любить Родину люди, которые сами эту Родину видели в гробу в белых тапках. Перерождение элит сейчас дошло до критической точки, и как можно говорить о каких-либо идеях с пассажирами класса Михалкова, Светлакова и, не приведи господи, Макаревича? В любую "звезду" эстрады ткни - это ж воплощение мещанства и анти-Идеи, на каком базисе строить Идею-то будем? Как уже писал в статье про легитимизацию репрессий, чтобы снова зажить по-человечески - не в материальном плане, а в смысловом; чтобы перейти от общества потребления к обществу развития - старую элиту придётся по-сталински выкосить под корень, и сформировать новую. Иначе так и будем гнить под весёлые перепевки старых песен на новый лад, с полным искажением смыслов.

Как и любой идейный человек, я таки верю, что, несмотря на весь содом с гоморрой, смысловое (духовное) возрождение России возможно - только придётся впахивать как папа Карло на культурном фронте, и речь далеко не про сцены, гитары и баяны. Мы с вами пережили глубочайшее падение страны со Смутного времени - но также и обратный процесс, что немаловажно; мы частично восстановились в экономическом и политическом планах; однако в культурном плане мы всё так же находимся на дне болота. "Русская весна" даёт надежду, что наконец-то русская Идея найдёт себе место не только в головах маргиналов и одиночек, но и в широких массах - поэтому будем надеяться, что и до правителей дойдёт, что жить как скот - немного не духе России как цивилизации.

Вражина тоже не дремлет, я вас уверяю - донося до людей мысли, что ангелы могут напасть на людей (ороро), что Бог может исчезнуть, что все кругом должны вам, а вы - никому ничего (ну, кроме кредита, конечно). Но если хотите остаться людьми, то надо соответственно к этой пропаганде относиться, и не я должен вам подсказывать, где тут сотонизм, а где Онотоле одобряе; а у каждого в сознании должен срабатывать фильтр "тут свои, а тут фашисты". Вот тогда мы сможем называться обществом, и можно будет говорить о какой-то-там русской культуре. Пока что всё очень плохо, и это не только моё мнение; но если долго мучиться, что-нибудь получится. (с)

Tags: культура, политика, психология, размышления, терминология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments