?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про утрату обыденной культуры
xommep
В очередной раз вернусь на "культурную" поляну, немного позанудствую на тему, почему всё так плохо вокруг. :))

Посмотрел надысь (по пути из Турнаево, ночью в машинке на планшете - до чего техника дошла!) фильму про посещённый в ходе июньской экспедиции фестиваль "Семейская круговая":



В очередной раз удивился, насколько малая часть происходящего на фестивале имеет отношение к тому, за что семейские известны всему фольклорному миру, и даже Юнеско их внесло в фонд культурного наследия. Ведь семейские - это староверы, и песни их в подавляющем большинстве - протяжные, "проголосные", лирические. И где всё это в фильме? Да, конечно, были и подгармошечные пляски, и, возможно, похабные частушки - но если спросить самих бабусь-дедусь, какое их место в культуре и жизни - отмахнутся и похихикают. Так, баловство и развлекушечки для молодёжи. Как спросишь про старинное - так почему-то начинают чесать затылок и вспоминать лирику да духовные стихи (кто не в курсе - тырк просветляться).

Соображал-соображал, почему так происходит - уже и про деградацию культуры писал, и про многое другое; а вот пришло в голову очередное соображение, почему так вышло. Как бы это не выглядело странным, но самые сложные и "навороченные" песни - это песни обыденные, повседневные, которые поются за работой или на вечерних посиделках (не путать с вечорками). Даже обрядовые вещи (если не считать религиозные обряды) - это, как правило, достаточно простые напевы, чтобы можно было вовлекать в процесс максимальное число народу.

Повседневность занимала у наших предков ещё больше времени, чем сейчас - ведь тогда не было выходных и государственных праздников, и работать приходилось с утра до ночи. Поэтому на праздниках народ отрывался за всё время, уходя от повседневной культуры к праздничным пляскам и частушкам - это, безусловно, более зрелищно и вообще интересно для окружающих, нежели жестокие романсы да поучительные духовные стихи. На празднике народу не хочется грузиться, а охота развлекаться да отрываться, понимаю.

В итоге после вымывания традиционной культуры из повседневной жизни людей получается, что под "народной" песней в основном подразумевается именно "праздничная" культура - те самые пляски да частушки, которые, безусловно, имели место быть... Однако при этом совершенно игнорируется основная - подчёркиваю - часть народной культуры, которая сопровождала человека бОльшую часть его жизни.

С перерождением культуры в развлекушечки - о чём писал в цикле про место культуры в жизни - под культурой автоматически начали понимать культуру праздника, развлечения; пришёл, получил дозу культуры, ушёл просветлённый. Типа. На деле - так как я сам человек и одновременно находящийся в культурной технологии (как технарь), и как сторонний человек, и как энтузиаст народной культуры, вижу - что такой метод "культурной обработки" населения не работает. Вообще. Как верно рассказывают упомянутые в статье про Турнаево активисты Рублёвы - приезжает в детский лагерь ребёнок из "трудной" семьи, 2 недели они его обрабатывают-воспитывают, вроде у него всё на место встаёт, и в коллектив вживается; проходит год, и он приезжает обратно ещё хуже, чем был. В условиях, когда человека в повседневности окружает анти-культура - а ТВ/Радио/газеты и прочий мейнстрим, безусловно, являются таковыми - кратковременные инъекции культуры практически не помогают. Нужно, чтобы человек и в повседневной жизни был хоть как-то окружён правильными и нужными для него ценностями, и тогда он и на празднике будет чувствовать себя своим, не развлекаемым клоунами барашком, а причастным ко всему происходящему. К сожалению, в современных реалиях, направляемых рекламой, этого в широких массах не достичь - потому что массы гонят туда, куда нужно производителям товаров, а не куда нужно массам, увы.

Поэтому, на мой взгляд, окучивая культурой народ на концертах, мы занимаемся немного не тем, чем надо. Да, такое тоже нужно нести в массы, но в основном надо доносить до людей понимание, что всё происходящее - не просто красивые нотки и озорные па, а часть их собственного культурного мира. Это идёт вразрез с остальной культурой, направленной на потребление себя, а не на воспроизводство в массах, но что уж поделать. Про это, в частности, мы говорили на концерте в Омске, совместно с "Поселенцами" из Е-бурга:



В большинстве случаев разговоры вставлять не получается, да и вообще их ценность достаточно сомнительна в широком масштабе, но что тут можно поделать ещё, не очень понимаю. Работа с массами в непосредственном контакте отнимает много сил - вот, в детском лагере в Турнаево удалось детишек на 2 недели погрузить в культуру в повседневной жизни, но скольких это сил и нервов потребовало?.. А выйти и слабать под баян - много проще, инфа 146%.

Так что, на мой взгляд, разговоры про культуру пора сворачивать от бесед, кто как красиво и верно поёт, в сторону, как бы нам народу в повседневную жизнь всё это внедрить; чтобы народ понял, что быть русским - это значить чувствовать, понимать и воспроизводить русскую культуру, а не махать триколорами по праздникам... А концерты и фестивали - это так, по верхушкам скакать, такое моё мнение.


  • 1
Нужно не "окучивать народ на концертах", не давать людям пассивно слушать, а просто учить петь. Музыкальные способности - самые распространённые, людей без голоса и слуха - единицы!!! Без навыков пения - большинство.
Пение доставляет огромное удовольствие - чисто физически, поверьте мне. Хотя это и тяжёлый физический труд в прямом смысле слова. ))) Особенно, когда учишься, или готовишь новую вещь, аж употеешь иной раз. )))

Когда человек умеет петь, ему это занятие доставляет удовольствие. И чем более сложную технически вещь он поёт - тем больше удовольствия получает. )))

Edited at 2014-07-27 10:53 am (UTC)

...и дело не только в пении - культура она во всём, и в рукоделии и в отношении к жизни. Пение тоже важно, но у кого к чему душа лежит.
Но да, надо. Всяко лучше, чем валяться по соляриям да в боулингах бабло прожигать.

Я просто говорю то, что знаю. Насчёт рукоделия - тут я не в курсе, но, вроде, тоже засилье чужеземного...

...у нас везде засилье нерусского - и вовсе не в смысле русских букв, а именно в отношении. Купи-продай, живи для себя, и всё такое. ПОнятно, кому это надо, но непонятно, почему за это в тюрьму до сих пор не сОдют.

Я присоединяюсь к мнению о том, что людей надо УЧИТЬ понимать. Можно прослушать, и просто понять, что "красиво". А когда человека научить, как создается гармония, откуда берется история этого пения, и дать попробовать самому - он будет воспринимать совершенно по-другому.

Помнится, один из туристов в чистом поле, рядом с церковью Покрова-на-Нерли равнодушно посмотрел и сказал - А чего тут смотреть-то? Ну церковь как церковь... А когда он узнает, по какому поводу церковь построена, как выглядела раньше, почему в чистом поле, и что за маски расположены на фасадах - он понемногу начнет постигать красоту.

Красоту надо учить понимать. Есть конечно, и всегда были единицы, которые способны сами постичь красоту, но таких мало.

А в наш век полного разъедания и разложения человечности - это задача не из простых.

Культура высоких залов и сцен - также нужна, никто не спорит. Но почему она зачастую противопоставляется культуре простого народа, для которого, собственно, и служит? Вот тут засада имхо.

Элитарная культура вместо дополнения простонародной принялась противопоставляться = вот и закономерный итог. Я про это давненько уже писал: http://xommep.livejournal.com/44031.html

Вот любопытно было бы ваше мнение... Ой, тема вообще очень обширна, но уж как получится. Был литературовед - Михаил Бахтин. И взялся он как-то анализировать восторжено творчество Рабле. И там, где нормальные люди видят лишь мочу и пуканье, он видел настоящую народную культуру. И постоянно слова такие еще: карнавал, освобождение, искренний смех...

Меня это удивило, однако есть мнение, что точка зрения Бахтина сильно повлияла на современный медийный дискурс: никогда еще в масс-медиа не было такого количества жопно-сортирного юмора. И вот в этой вашей записи я вижу противоположную точку зрения. Было бы интересно раскрытие темы: чем, например, карнавальный, праздничный пласт культуры отличается от бытового пласта, и где более настоящее, и как достигается "освобождение", и есть ли оно? Спасибо.

Настоящее и там и там, только бОльшая часть собственно культуры в "празднично-карнавальной" части отсутствует - потому что во время веселья остальные эмоции надо гасить. И показывая в качестве культуры только "карнавал", доносишь до людей даже не полу-правду, а какую-то мелкую капелюшечку. Такое моё мнение. :)

Точно, именно карнавал...

Сейчас все меняется очень быстро, растущие возможности перемещений в любую точку мира, сверх-поток информации, все это способствует тому, что у человека не отрастают "корни". И тут уже необходимо, в-первую очередь, именно государству думать - чего и как. Радует, что в последнее время отчасти патриотика передается через кино. Культура, традиции, все это требует современной "упаковки". Без комплексной работы нас ждет вымывание ценностей и замена русского духа неким сборным рассолом, который достаточно легко заменяется на что угодно.

Ценности уже размыты донельзя, тут уже разговор надо вести не про то, чтобы сохранить что-то, а как заново огород сгородить...
Хотя можно и хуже, да.

Да все упирается в, опять же, желание государства. По хорошему необходимо экстренно собрать умные головы нации: ученые, психологи, культурологи и т.д. Выработать нацидею, обозначить культурные ценности и разработать механизмы их внедрения, поддержки и развития. Меры по защите нашей культуры. И дальше - внедряем, искореняем. Однако, боюсь, с демократией это пойдет в разрез. В общем, умные головы должны все это проработать. Пока же мы с вами являемся свидетелями уничтожения культуры и ценностей. Вспоминаю откуда это пошло... Лично для меня - с видеосалонов за рубль, где с экрана терминаторы и рэмбо пропагандировали культ крутых чуваков, которым все пофиг...

ПО-хорошему это всё надо было делать ещё лет 10-15 назад, когда пошла смена курса с Ельцинского "пофиг чё-каво" на Путенский гос. капитализм... Сейчас процессы уже сильно далеко зашли, хотя, конечно, ещё обратимы - но потребуют куда большего слома шаблонов, чем в 90-е...
Да, видеосалоны и прочие точки по пропаганде культуры Запада - о чём писал в статьях про культурную экспансию:
http://xommep.livejournal.com/92961.html
http://xommep.livejournal.com/125864.html

Тут надо всё в комплексе вырабатывать - в том числе "свободный рынок" анафеме предавать, ибо именно с него всё и началось, им же и заканчивается - раз единственная ценность это деньги/прибыль, то и подход ко ВСЕМУ соответствующий.

Да, согласен по многим позициям, в частности, по языку - писал как-то http://sl-serg.livejournal.com/6256.html. А есть какие-то сообщества, объединения по защите национальных ценностей? Церкви бы тоже не мешало к этому подключиться, а то сейчас у них тоже на первом плане бизнес и секты, а про душу забыли.

Ежедневная русскость = http://iamruss.ru/be-russian-everyday/
Памятка для русских = http://iamruss.ru/instruction-for-russian/

Edited at 2014-07-29 10:45 am (UTC)

Re: советую

Вполне согласен, хотя знак равенства ставить не стоит - но как базис вполне имеет место быть. Лично мне ежедневно ощущать себя русским и продвигать народную культуру не мешает ежедневное прослушивание радио с зачастую иноземными композициями, и рингтоном из AC\DC на телефоне. Но как пример для подражания - вполне соглашусь.

так быстро прочитали?

Re: советую

...а пишу я ещё быстрее! :)))

а думаете и обдумываете?

Re: советую

Так это вещи одного порядка. Иначе это не чтение, а просматривание, получается.

Re: советую

И со второй ссылкой согласен, хотя некоторые формулировки я бы смягчил, но по сути - вполне. Я об этом также постоянно пишу. :)

да сколько ж можно смягчать-то? :))
пора называть вещи своими именами

  • 1