xommep (xommep) wrote,
xommep
xommep

Categories:

Про непрошенную информацию - т.е. рекламу

В последнее время пишу на "культурные" темы, но так как культуру понимаю достаточно широко, то и политические статьи зачастую затрагивают ту же самую темы культуры. Всё взаимосвязано, такое моё мнение. И одной из целей моего журнальчика считаю показ этих связей, хотя они кому-то могут показаться и не очевидными.

Надысь разговорились с тов. crinltz про общение с клиентами; оба работаем в программировании, в автоматизации бизнеса, только я в области метрологии, а он автоматизирует СТО. Оба сошлись на том, что с клиентами сейчас невозможно говорить на языке разума, они найдут 101 причину "соскочить", даже если нуждаются в услугах; наибольших результатов практически всегда достигает метод имени нахрапа: "покупайте наших слонов!". (с) И, как обычно, выкачу немного размышлений на ровном месте эту тему.

Некоторые мои читатели - особенно кто впервой видит такое - с ходу решают, что я эдакий православный фундаменталист, и предлагаю всё запретить и всех расстрелять. Иногда, действительно, предлагаю, но в большей степени предлагаю подумать хотя бы над наличием проблемы - слишком многое в нашей жизни сделано и работает неправильно; с этим многие согласны, но вместо устранения причин в лучшем случае героически борются с последствиями. Классический пример от меня - проблему мусора можно решать внедрением всё большего и большего числа дворников (а-ля Москвабад), а можно путём воспитания культуры "не гадь, где живёшь". И тогда гражданское общество само будет следить за порядком, в том числе принуждая нарушителей больше так не делать - так тоже бывает, знаете ли. Про третий метод, имени ГУЛАГа, тоже не следует забывать - уж лучше всё-таки культура, на мой взгляд. К слову сказать, культура чистоты в Западной Европе в основном достигнута местной версией ГУЛАГа, и это не только моё мнение.

Так вот про что это я... Уже тыщу раз писал на тему рекламы, насколько это явление неправильно и в общем-то вредно для общества. И тут я не пытаюсь обратить ход истории вспять или призываю высечь море - понимаю, что "запрещать рекламу" это всё равно, что отменить закон всемирного тяготения. Но если ничего не делать, то мы все утонем в потоке бессмысленной для нас информации - потому что большим дядечкам нужно всё больше и больше денег. И, в том числе, именно по причине наличия огромного вала ненужной информации, так сложно донести до человека то, что ему действительно нужно - ту же самую традиционную культуру, которая помогает человеку от рождения и до смерти, просто не пропихнуть мимо целого стада профессиональных и не очень музыкантов, танцоров и прочих массовиков-затейников, которым вовсе не нужно помочь человеку, а надо содрать с него немного бабла.

С массовиками-затейниками мы как-нибудь разберёмся в грубой форме, а вот с рекламой надо что-то делать на уровне повыше простого народа. Потому что то, что сейчас подразумевается под рекламой, фактически является мошенничеством, а если покопаться, то и вообще попахивает нехорошими вещами, переходящими, вы будете смеяться, в фашизм. И это не смешно. (с)

Может показаться, что аффтар сошёл с ума и обзывается нехорошими словами на придорожные щиты с рекламой шаурмы - но нет, я просто предлагаю разобраться в понятиях и тенденциях, как это у меня обычно бывает.

Реклама - (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение неперсонализированной информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.

Как видите, даже по понятиям сугубо либеральной Википедии, реклама - это не просто невинная информация для донесения до мирного хомяка полезной для него информации, а некая проплаченная кампания с хитрыми целями. Поэтому предлагаю различать обычные информационные сообщения от рекламных, в которых уже фактически заложена неправда.

В уже упомянутой выше статье про информационную войну упоминал про то, что мы давно живём в условиях информационного общества...

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

...и ведь самое время в нынешний момент считать нормой жизни коммерческую рекламу, которая в самой своей сути несёт искажение смыслов в угоду тем, у кого больше денег?.. Это, конечно, тоже в некотором плане знание, только со знаком "минус" - как существует не-культура и анти-культура, так и реклама в подавляющем большинстве своём является анти-знанием.

В чём, собственно, мои претензии к коммерческой рекламе - которая и является основным загрязнителем информационного пространства современного человека... Основные претензии три:

1) Навязывание ненужных товаров и услуг. С одной стороны, наиболее невинная претензия, однако, она наряду с (2) приводит к финансовым потерям населения и просаживает уровень жизни общества в целом.
2) Некорректность информации. По причине очевидной заинтересованности в привлечении стада публики к собственным товарам и услугам в ход идут нечистоплотные методы донесения информации, когда рекламируется одно, а на деле продаётся другое. По сути - чистой воды мошенничество, но вполне легитимизированное.
3) Не-персонализированность информации. В условиях информационного общества количество информации велико как никогда - и самое время злоупотреблять этим, навязывая людям не нужные им товары и услуги. Реклама не уважает собственного потребителя, рекламируя всё подряд где попало - и это в условиях засилья интернета, контекстной рекламы и социальных сетей, где все всё друг про друга знают.

Более подробно разверну суть претензий, потому как если подходить к жизни в режиме "Путен всех пожрал и ничего не поделаешь", то может показаться непонятным, что тут предлагается сделать.

1) Навязывание услуг - это попытки перенести "базар-вокзал" не только в очерченные ярмарочными флажками рамки, но и вообще на всю жизнь человека. Купи-продай - оно в буквальном смысле оказалось везде, и в культуре, и уже и в семейной жизни - недаром всё это называется "рыночная экономика". Писал я про это не раз, что от этого "рынка" один вред для простого народа и общества в целом; понятно, что одной борьбой с рекламой тут не отделаться, тут нужен Красный проект как минимум. Сейчас получается, что желания людей не имеют смысла, куда важнее - желания производителей товаров и услуг, которые формируют рынок согласно своим представлениям. Ещё раз - не люди формируют рынок, а именно торгаши и прочие большие дядечки, какими бы красивыми словами это не прикрывали. Это - системная проблема "рыночной" экономики и без смены общественной формации тут ничего не попишешь, на мой взгляд. Потому что призывать к порядку и какой-то там чести и совести в условиях, где единственным мерилом успеха являются деньги (а монетизировать сейчас можно что угодно), весьма наивно. Именно поэтому, несмотря на высокие цифры оборотов и прочих финансовых показателей, уровень жизни населения по всему миру продолжает снижаться последние несколько десятков нет - у нас этот процесс не так замечен после отскока 2000-х - на фоне провальных 90-х, конечно, мы живём как короли, однако ж...

2) Некорректность информации - особенность рекламы, с которой можно побороться в нынешних условиях, хотя это потребует известных усилий и от контролирующих органов, и от гражданского общества (которое для начала неплохо было бы создать). Полностью устранить стремление к мошенничеству, безусловно, не получится - по крайней мере, до наступления полного коммунизма - но как-то ограничить свирепство ахинеи и неправильных контекстов, считаю, можно.

Например, является ли рекламой указатель "Шаурма там -->"? В определённой мере - да. Корректная реклама - также да, если там действительно продают шаурму, а не чебуреки из котят. А вот указатель "Самий люччий шаурма там -->" - уже некорректен, и не из-за наличия ошибок, а в заведомо неверном посыле. Раз уж мы живём в информационном обществе (ну правда же?), то за информационные нарушения и преступления надо карать со всей строгостью закона. Тот, кто вводит людей в заблуждение и с помощью этого получает доход, является мошенником, со всеми вытекающими отсюда статьями УК. Понятно, что в случае указателя, скорее всего, прямого вреда "жертвы" такой рекламы не получат, но некорректная информация о том, что там "самий люччий" неважно-что, просто засоряет эфир. Полезна ли она рекламщику и особенно заказчику услуг? Безусловно, да. Полезна ли она обществу и потребителю? Безусловно нет, и даже, скорее, вредна.

Поясню, в чём тут нам мой взгляд, проблема - даже в случае такого относительно невинного примера. Одно дело - информировать человека о том, что ему, возможно, нужно (а может и не нужно - но про это в п. (3)); а другое дело - уже в саму информацию вкладывать немного эмоциональной окраски, которая должна побудить этого человека принять нужное рекламщику решение. Даже если эта окраска не откровенно лжива, как в случае с "самий люччий шаурма", то это всё равно мешает потребителю, потому что засоряет информационное пространство ненужной информацией.

Например, несколько продавцов продаёт яблоки. Стоят указатели "Яблоки там" и "Яблоки тут". Один из продавцов решается на применение рекламы и меняет указатель на "Спелые яблоки" или "Вкусные яблоки" - в итоге остальные продавцы оказываются в проигрыше; им тоже приходится менять указатели, потому что нейтральная вывеска пусть даже с идеально правдивой информацией однозначно проигрывает в эмоциональном плане "спелым" или "вкусным" яблокам. В итоге проходит какое-то время, и все указатели на яблоки становятся "спелыми" и "вкусными" - хотя при этом собственно яблоки никак не изменились, просто в дело вмешалась реклама. Когда эпитеты заканчиваются, начинается уже откровенный мухлёж с "самыми лучшими" и "самыми вкусными" яблоками - хотя сами яблоки, повторяюсь, никак не изменились; в итоге все вокруг врут и приукрашивают, а товар остался прежним. Зачем всё это? А это норма жизни - отвечают сторонники рыночной жизни, и согласиться с ними я никак не могу.

У меня отец родом из Средней Азии, и поэтому что такое "базар" и "рынок" - я немного представляю. На среднеазиатских рынках - которые я помню с трудом, потому как не ценитель - там действительно творится всё то, что я описал выше - любой тухляк будут описывать, как "самые лучшие яблоки" - хотя там это не так страшно, потому что реальная конкуренция и очевидны критерии сравнения. Но что немаловажно - в отличие от "рыночной экономики" вся эта вакханалия рекламы... заканчивается за границей рынка, и где-нибудь на обычной улице за вами не будут бегать и не будут предлагать что-то по грабительской цене, потому что рынок - это там, а тут жить надо. И, зайдя в чайхану, вы не услышите криков и зазываний - тут можно посидеть и поразмышлять. Я про это дело писал в статье про темп жизни:

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
(с) Омар Хайям


Зашёл на рынок, погрузился в вакханалию мошенничества, лживой рекламы и безумных криков, купил что надо и вернулся опять в нормальную жизнь... А вот в нынешнем обществе некуда возвращаться, увы - потому что рынок везде, и реклама лезет в глаза и уши и в транспорте, и на отдыхе.

К чему приводит рыночный подход к жизни в этом плане - к повышению неспокойствия в обществе. В традиционном обществе люди сидят и говорят, как им самим хочется (недаром традиционные песни зачастую поются вполголоса, особенно если послушать стариков и старушек). Но если в разговор встрянет "рекламщик", то ему, чтобы на него обратили внимание, придётся повышать градус общения - либо добавлять эмоции, либо начинать говорить громче. В результате всем в компании придётся говорить громче, и чтобы снова привлечь внимание, придётся снова повышать градус, и так далее - в итоге вся компания уже не говорит, а кричит, перекрикивая "рекламщиков". Ровно так же современная культура зачастую построена на эпатаже и надрыве, в отличие от спокойствия традиционной песни, равно как и классической музыки - просто иначе её никто не заметит. Полезно ли это для общества?..

Что тут можно поделать? Ввести штрафы и прочие кары за некорректность представленной информации на любом уровне - от трансляции на ОРТ до указателей на улицах. Возможно, стоит ввести зоны свободной торговли рекламы, по примеру базаров - но в повседневности людей должна окружать только корректная информация, без лишней ерунды. Как это контролировать - вопрос №2, тоже требующий ответа, но сперва надо договориться о наличии проблемы, такое моё мнение.

3) Не-персонализация информации - это тоже, по сути, некорректность информации, только вызванная неуважением или безразличием к пользователю. Например, на новостных каналах ТВ частенько вижу рекламу элитных авто - на мой взгляд, яркий пример неуважения к населению. Понятно, что для рекламщиков факт рекламы Бентли или Феррари на ТВ - плюс в копилку и портфолио, но простой человек, который на это дело смотрит, держа в голове стоимость ТО родимых "Жигулей", такую рекламу наверняка рассматривает как издевательство. Зачем на миллионные массы людей вываливать рекламу, предназначенную для единиц? Это ведь не оттого, что вам пофиг на миллионы, да? А продавать кеды безногим инвалидам не пробовали? Эффект будет схожим.

Раз уж мы живём в информационном обществе, то и заходить надо в этом плане через персонализацию пользователей, и контекстную рекламу, которую сейчас любой поисковик или соц. сеть выдаёт на-ура (и только у ЖЖ с этим проблемы :)). Но нет, мы будем окучивать всё стадо в надежде, что хоть кто-то из барашков отобьётся и придёт в ваше стойло - а то, что остальному стаду ваше стойло нафиг не сплющилось, думать не надо. Городским жителям это сложно объяснить, но я, приезжая из глубинки в город, по первости испытываю культурный шок - это зачастую выглядит как натуральная информационная агрессия - посмотри сюда, купи это, возьми кредит у нас! Эдакий базар-вокзал в городском масштабе. Зачем всё это нужно рекламщикам - понятно; зачем это надо "бизнесу" - понятно. А зачем это людям-то? Для них - один вред с рекламы-то.

Тут повышать культуру того же интернета надо - человек с помощью банального Яндекса найдёт в сто раз больше нужного и полезного - именно ему - чем с помощью просмотра рекламной шелухи во всём московском метро. Просто надо приучить людей искать, а не хавать, что дают - а это уже вопрос культуры (да, я зануда).

Нынешний же режим безбашенной рекламы всего, за что платят, выгоден в первую очередь рыночным мошенникам - эти могут вкладывать в рекламу больше честных работях и всё равно оставаться в плюсе. Вот в итоге натуральное и проигрывает пластмассовым подделкам, увы - и не только в буквальном смысле.

"Либералы" по привычке заводят разговор, что "рынок-де всё рассудит" и мошенники рано или поздно прогорят, потому что у них перестанут покупать, как бы забывая известную песенку:



Покуда есть на свете дураки (с точки зрения рекламщика и рыночника), разорятся мошенники когда-нибудь потом, а денежки-то они делают прямо здесь и сейчас. Поэтому советую рассмотреть под этим углом ту "норму жизни", которая окружает нас днём и ночью.
Tags: культура, психология, размышления, терминология, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Journal