?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про культуру и её место в жизни
xommep
Отойду от описания летних мероприятий и недавней экспедиции, но от культурной темы отходить не собираюсь.

Начну, как всегда, обходными манёврами.

Относительно недавно прошёл у нас в Нске День Города. На основной праздник - в центре города - естественно, мне пофиг, так как Академ - это город в городе (/snob mode on), и пошли бандой на локальный, академовский праздничек городка. Добрались туда уже совсем к ночеру - выступали известные в городе коллективы (даже я слышал) - "Сибирский Диксиленд" и вокальный ансамбль Павла Шаромова:


"Сибирский диксиленд" и ансамбль П. Шаромова
Не ахти какое фото - так, для протокола. Ну, и для прокурора тоже.

Как кое-кто уже мог догадаться, занимаюсь традиционной культурой, и на современную культуру смотрю с опаской - даже на такую, как филармонические ансамбли. "Сибирский диксиленд" играл какие-то зажигательные джазы - ну, впрочем, как и всегда - хотя уже тогда меня это немного кольнуло. Но окончательно добили меня вокалисты имени П. Шаромова.

На праздничном концерте ко дню города эти товарищи исполняли... итальянскую программу. Нет, я всё понимаю, что "Besame Mucho" или Jamaica - это очень кошерно и беспроигрышно, но когда товарищи, получающие зарплату в русских рублях, состоящие на балансе в гос. учреждении, на государственном празднике имени города Новосибирск продвигают западную культуру, и ни словом ни духом не вспоминают, где они находятся и зачем, тут у меня возникают определённые вопросы.

Как я уже многократно говорил, культура - это не скрипки и не вокальное исполнение бессмертных хитов прошлого, это - отношение к жизни. А какое отношение может сложиться от прослушивания западных хитов? Сидим мы тут в Сибири, где не то что до Европы - до Москвы устанешь ехать, и радостно уподобляемся милым жизнерадостным европейцам - это с каких, простите, пирогов?

Для тех, до кого не дошло со второго захода: я ничего не имею против исполнения чего угодно - хоть ХаваНагилы, хоть Хорста Весселя - в подходящем для этого контексте. Если ты изучаешь период 1940-х, то тут и прослушивание нацистских маршей пригодится. Но исполнять их в День Победы - ну вы меня поняли. И ровно то же касается любого аспекта, связанного с культурой. Исполнять иностранную программу на мероприятии, связанном с родным городом - это, простите, обезьянничание и неуважение к этому самому городу. А также и к жителям оного. И вообще, кого вы там козлом назвали? :)

Как уже неоднократно писал, современный человек крайне мозаичен и не имеет связной картины мира; в этом плане он зачастую мне напоминает барашка, который идёт на бойню и не может связать картину развешенных кругом ножей со своей дальнейшей судьбой, хотя, казалось бы, всё на это намекает. Именно поэтому я ругаюсь на современную культуру - потому что она по сути превращает человека разумного в эдакого барашку, у которого в одном ухе одно звенит, в другом другое, и он идёт, куда скажут. А что, меня развлекают, мне и хорошо.

В этом плане я всегда вспоминаю про отличие народной культуры от всего остального - да, она не такая броская, не такая отвязная и отрывная, но в самих её основах лежит передача опыта от старшего поколения младшему - то есть обучение, взаимодействие, и заинтересованность в положительном усвоении данного опыта. А культура современная - хоть филармонические ансамбли, хоть драм-н-бэйс с хип-хопом - ей глубоко пофиг на то, что останется после концерта или прослушивания мега-композиций. Она утратила образовательные и воспитательные функции и превратилась в средство развлечения быдла, увы. Понятно, откуда всё растёт - единственной ценностью современного человека являются деньги - но давайте тогда уже прекращать разговоры о какой-то там культуре, раз занимаемся извлечением денег из человеков... Обычный чёс по типу ресторанной музыки, не более того, хоть какой филармонией это не прикрывай.

Хотя, если подумать, все эти функции никуда не делись - только теперь они действуют не в плане положительной передачи опыта, а в режиме "вода камень точит". Слушаешь ты такой "Бесамемучо" - и потихоньку, день за днём, превращаешься из бородатого сибиряка в отвязного испанского мачо. Это, может быть, кому-то и неплохо, но тут мы переходим ко второй части статьи - надеюсь, она на кого-нибудь повлияет.

Модная нынче тема событий гражданской войны на Украине показывает, как можно целый народ (ну, скорее суб-этнос, конечно) культурно переформатировать в течение жизни всего одного поколения. Из русского мира изъяли часть населения и давай из них потихонечку делать не-русских, украинцев, эдаких полу-европейцев. Частенько встречаю у вполне себе про-русских комментаторов негативное отношение к местным "селюкам" - типа люди не поднялись от уровня сохи и поэтому хотят жить замкнуто, без оглядки на наши континентальные просторы; не вполне согласен с таким подходом: деревенские жители, конечно, отличаются от городских - особенно в отношении причастности к происходящему - но имхо народную украинскую культуру никак нельзя обвинять в том, что она-де против москалей.


Что-то не вижу тут никаких отличий от русской культуры

Тут налицо имхо следующая проблема - в украинскую культуру начали массово внедрять вирус европейскости; вы не русские, вы сами по себе, вы европейская нация, зачем вам эти азиатские варвары? И это не хи-хи ха-ха, вся 23-летняя история государства исторического недоразумения Украина прошла под лозунгами украинизации. Понятно, что Украина - это как бы не совсем Россия, но и порядки же в ней какие-то сугубо не русские устанавливались - недаром я уже упоминал, что сразу после присоединения Крыма татарский язык там получил статус официального, а за все 23 года до того Украина этого не сделала; зачем, мы же унитарное государство! Пофиг нам на татар, на румын, на поляков, и вот теперь дошло дело и до русских.

И, что самое печальное в этой картине - что не-русскими себя начали считать и сами русские! По данным О.Вассермана, 5/6 украинцев являются русскоязычными, то есть русскими по культуре; но десятилетия обработки головного мозга дают о себе знать, и теперь на Украине национальная принадлежность определяется прыгучестью. Было бы смешно, если бы не было грустно.

И, надо сказать, аналогичных раскладов не то что на Украине - у нас на территории России полно. Россия - самая многонациональная страна в мире, и подобными приёмами можно её разодрать на раз - "мы не русские, мы сибиряки" и так далее. Только что писал статью про семейских - тоже по сути готовый суб-этнос, бери да отделяй от страны, а что - говор свой, религия другая (официальной РПЦ до сих пор сторонятся), даже иногда говорят "мы не русские, мы семейские" - так отделяют себя от более поздних и наоборот старых поселенцев. Пока старая культура жива - там, конечно, никаким сепаратизмом пахнуть не будет, старые бабки костылями мозги быстро вправят. Но уйдёт старое поколение, десяток-другой лет под "Джамайку" - и тут я уже не готов поручиться за степень разжижения мозгов забайкальцев...

К чему всё это я пишу... Да всё о том же. Культура определяет не только музыкальные пристрастия людей, но и отношение к жизни, в том числе и лояльность к родной стране, патриотизм, если хотите. Очень мне странно, что власть предержащие этого не понимают - либо не хотят понимать, либо у них какие-то свои задачи, к этой самой стране отношения не имеющие...

Во вторник пойду на встречу нских блогеров с мэром, попробую поднять данные вопросы. Понимаю, что это не уровень города, но хоть в какой-то степени, может быть, удастся продолбить дырдочку до понимания, что культура не должна разжижать мозг населению, а наоборот - образовывать, просвящать, делать из них патриотов родной страны и родного города.

Понимаю, что у культ-работников всё перемешалось в голове, и подумать о том, что и зачем они делают - вообще в этой жизни в целом - просто некогда, но имхо подключать сознание иногда полезно.

Да, когда после выступления филармонистов на балкон ДК вылезли два барда с гитарой и спели "Изгиб гитары жёлтой" - это было куда более в тему, нежели всё остальное, происходящее до них. Хотя, казалось бы. Я не говорю, что надо петь только патриотические песни днём и ночью, но когда очевидно люди не понимают, что они творят, окучивая население за его же государевы деньги, молчать уже не могу.

>>> Ко второй части - про обсценную лексику >>>

>>> К третьей части >>>

>>> Про культуру и патриотизм >>>

>>> Про культуру и повседневность >>>




  • 1
Сидим мы тут в Сибири, где не то что до Европы - до Москвы устанешь ехать, и радостно уподобляемся милым жизнерадостным европейцам - это с каких, простите, пирогов? ГЕНИАЛЬНО!
Был давеча у нас тут в МАскве "День России", у меня аж когнитивный диссонанс случился, я уж подумала, что ее уже перенесли на другой континент... Гамбургеры с разной начинкой, шашлыки и прочие пиццы. Для антуража поставлен самовар, удалось отыскать только папортник маринованный, но как оказалось после не съедобный, ржаное мороженое и медовуху, такое ощущение что их спрятали, так что бы никто и не догадался... За песнИ молчу, как говорит товарищ Xommer, "Когда их в тюрьму посодЮт?"

Очень интересный текст, прочел с большим любопытством.
Ремарку внесу. Не оправдывая всяких там Шаромовых и прочих "диксилендов", но тем не менее...День Города - это праздник, который устраивается не только для культурно-воспитательно-образовательных целях, но также сугубо для коммерческих. По-простому говоря, заработать нужно администрации города. Правда же? судите сами: выходной день, лето, куча народов приходит в одно место (или в несколько мест-центров народных гуляний). Какой великолепный повод срубить немного денег и очков в политическую копилку мэра. А как можно их заработать? Выставив точки продаж еды-напитков-сувениров и одновременно удержав людей в эпицентре праздника, обеспечив им хорошее настроение, драйв и позитив (извините, что употребляю молодежную лексику). Если включить им народные заунывные мотивы, выпустив на сцену баб в кокошниках и мужиков в кафтанах с баянами и гуслями, то народ сначала гыгыкнет, потом лениво будет смотреть (минут 20 максимум), потом зевнет и уйдет искать себе более интересного зрелища. А как удержать людей в центре праздника (чтобы люди больше съели, выпили и приобрели сувениров, а заодно помянули добрым словом мэра)? Надо врубить им на сцене то, что они знают, любят и помнят - хоть ламбаду, хоть "Америкэн бой" и прочие там два притопа-три прихлопа, которые всем известны....Вот и результат.

Ви таки думаете, что администрация 3-го города страны будет рубить бабло на ларьках? Ой-вей.

Речь как раз про то, что культурные деятели (точнее те, кто должен бы по идее заниматься культурой) даже не задумываются, чем они занимаются в принципе.

Кроме "народных заунывных мотивов" у нас есть ещё вся остальная русская культура - хоть Цоя тут можно вспомнить, хоть Летова с Янкой - как-никак, не чужие академу граждане. Я не зря про бардов упомянул - можно было бы исторические песни вспомнить, которые были в ходу при строительстве Академа в середине века... но проще - и откат выше - с привлечения профи, которым пофиг что петь, хоть Ламбаду, хоть "дойчланд убер аллес". Такие получаются пироги.

Как селюками на Украине, так и колхозниками у нас называют не собственно тех, кто живёт и работает в сельской местности, а тех, кто привычки и стереотипы села привозит в город. Особенно пикантно, когда этим всем ещё и гордятся напоказ.

...ну то есть горожанам можно оставаться горожанами хоть где, а "колхозникам" - нет?
Какой-то социаал-дарвинизм получается.

Да нет, на селе такое же высокомерно-снисходительное отношение к "городским", если те регулярно демонстрируют непонимание, где они очутились. Другое дело, что к сельскому быту приноровиться проще, он древнее и естественнее. Да урбанизация нынче больше 50%, а местами и 70%. Поэтому масштабы проявления этих эффектов различны.

Я очень хорошо изучила психологию городских Галичан, сельские работяги к ним не имеют никакого отношения... Это дети тех колхозников, которые притащились во Львов-Тернополь-Ивано-Франковск в 60-70х годах, папы-мамы давно забыли кто им дал кров, образование и прочие блага цивилизации), детишкам если свезло заработать строят хатынки на родине на европейские-российские заробИтки... Остальные считают копейки и ненавидят всех вокруг, остальные уехали и возвращаться не собираются)... Теперь о традициях, спевать то и я умею, в советское время пели во втором по значению хоре в Союзе. Таки - да, калядки-шмалядки, ляльки-мотанки и крашенные яички это и есть "культура в вышиванках", которую они насаждали всей Украине подсознательно всех ненавидя, т.к. они и есть самые правильные "краинцы"... Большая проблема не в культуре, а в недостатке образования и комплексах... Если сейчас эта "культура селюков" не пошла дальше, ничего этого бы не было, да и нет ее, так как из пальца высосана, это вам не семейские в 12-м поколении... Злость и комплексы, вот от этого и скачут... У нас скачут об безделья со "огрызками" и капучиной. Сносить их нужно с их либеральными ценностями и "культурой", на "день России" у нас в Москве я получила огромный плевок в лицо от "спектакля" группы "креаклов" под названием "Домострой"... Смачный, жирный такое плевочек в сторону традиционной семьи и нашей власти, которая видимо из этого тонкого ротика отнимает "мохито" и из жалких ладошек очередной гаджет...

Re: Селюки-горожане.

На тему культуры у меня задумки на продолжение данной статьи уже есть, кое-что из вышенаписанного подразверну.

Только фотоотчёты добить надо Байкальские ;)))

Ждем с нетерпением!

легко читается, да про тяжелые вещи. - "просто некогда, но имхо подключать сознание иногда полезно.." )))

Культура как отношение к жизни? Очень интересно....

А что это по-вашему? Неужто "Фендер-стратокастер"?

Простите, а что такое "Фендер-стратокастер"?

Это гитара такая.
Если не боитесь обсценной лексики - то вот вам примерно иллюстрация "культуры имени Фендера" :))
http://pleer.com/tracks/774772pqPG

Лексики не боюсь никакой, но этой информации мне достаточно. )))

Товарищ Хоттер, вы написали зело глупый пост, коий вашу глупость публично показать изволил.

Надеюсь, вы знаете (ну, или слышали) разницу между Испанией и Мексикой. Ибо Besame mucho - не испанский, а мексиканский хит.

К сожалению, вы не присовокупили к вашим мыслям свидетельство, а именно - видеоролик исполнения сим упомянутым ансамблем песни "Besame mucho" - всемирно известного хита.

Ежели исключить вашу основную мысль - что исполнением "Besame mucho" можно "переформатировать" национальную идентичность - как безусловно глупую, то критерием оценки исполнения может базироваться только на двух фактах:

1) ансамбль ХОРОШО исполнил эту песню, что было бы само по себе чудом, ибо нельзя хорошо исполнить частичку той культуры, которой не знаешь; но вдруг и правда исполнили хорошо? Тогда честь им и хвала!; и

2) ансамбль исполнил ПЛОХО эту знаменитую песню - тогда плохо, ибо в массы нельзя нести плохое представление о чужой культуре.

Besame mucho - песня, написанная молодой мексиканской девушкой от всего сердца, ибо в Латинской Америке - каждый четвертый и певец, и композитор, и там нет МАЧО в том понимании, который вы себе нарисовали. Есть веселый и неунывающий народ, который за свою историю перестрадал не меньше, чем русские. И там весьма неплохо относятся к русским песням - там их ПОЮТ. При мне простой таксист напевал "Александра, Александра...", а кружок местных интеллигентов прекрасно исполнял "Катюшу".

Надеюсь, в администрации города Энска, куда вы собрались донести ваши "умные мысли " - сообразят включить защиту от дурака.


А вы подумайте ещё раз, прежде чем писать глупые каменты. Ибо основная мысль моей статьи - что исполнением вражеской культуры МОЖНО переформатировать идентичность, за имением оной у людей. Вот когда до вас эта мысль дойдёт - приходите на пересдачу.

Над вашим постом, ей-Богу, не стоит думать, ибо в нем одна извилина, товарищ. Уж извините за прямоту. Мы суздальские - если что, говорим прямо, не виляем.

Еще раз по поводу "переформатирования" идентичности:

Лев Толстой полностью переформатировал свою идентичность, написав замечательное "Послание мексиканского царя".

Лермонтов переформатировал свою идентичность, когда трудился над переводами Байрона.

С.Маршак перестал говорить по-русски, когда для нас переводил стихи шотландского "ватника" Роберта Бернса.

Наши знаменитые басы, баритоны и сопрано полностью форматируют сознание слушателей, исполняя "Севильского цирюльника", "Аиду", "Кармен". Мы больше не русские.

Вы опозорились, товарищ.

А мне не нужны переформатированные пассажиры в свете приближающейся Мировой войны. Мне русские нужны.

До свиданья.

"Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" - совершенно неверное умозаключение.

Там дальше идёт расшифровка мысли. Джазы тоже разные бывают.
Понятно, что закрывать вокалистов в ГУЛАГе, пожалуй, будет преждевременно, но поставить вопрос-то можно? Или кроме вашей точки зрения ничего озвучивать нельзя?

Ну что же события опережаете. Я еще даже не успел сказать, что моя точка зрения единственно правильная.

Загляни в новый закон об образовании

и ты увидишь,уважаемый сибиряк, кого будет выращивать "МинОбразиН". На 170-ти страницах убористого текста, где расписан каждый чих от сопливого детсадовца до академика, ты не найдешь ни одного слова "честность", "совесть", "справедливость" и "патриотизм". Только "эффективность", "компетентность" и "профессионализм". Это теперь основные критерии отбора кадров. Страна будет растить "эффективных менеджеров", которые умеют "профессионально" пилить бюджет и "компетентно" организовывать откаты.
С уважением,
Виктор, Пермь

Edited at 2014-07-21 03:49 pm (UTC)

Re: Загляни в новый закон об образовании

...на это обращают внимание даже люди, крайне далёкие от образования и культуры. В культуре то же самое.

  • 1