?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про земельку
xommep
Продолжаю статью "Про традиции в узком смысле".

Частенько намекаю в статьях, что у человека должен быть определённый базис, чтобы его не носило взад-назад и не бросало в крайности. Так правоверный христианин должен читать Библию, коммунист должен читать Маркса, а вот русскому человеку как-то так получается, что ничего эдакого изучать не надо, достаточно говорить по русски и всё. Прикольно придумано... Логично в таких условиях наблюдать, как элита нации массово косится за рубеж и страдает, что тут-де грязь, не то что там в еуропах. Про причины этой грязи я уже писал - она в основном в головах, как обычно.

В старой статье про неразрывность традиции (и не только) уже упоминал о необходимости держаться собственных корней; но я по привычке исхожу из принципа, что эти самые корни уже как бы есть. А у множества людей их в общем-то почитай что и нету. Если человек родился и вырос в мегаполисе, и толком никуда не ездил по стране дальше Турции, то зачастую он себя не ассоциирует с каким-либо местом - потому что места те, как правило, сильно изменились, и даже привязок к местности порой не осталось - на месте сквериков и двориков детства выросли заправки и бизнес-центры, что даже ностальгию выветривает напрочь. А что уж говорить про "понаехавших", которые родились в одном месте, отучились в другом, уехали в третий город и теперь там кочуют по сьёмным квартирам... Где у такого человека место в жизни, с чем он себя ассоциирует? Думаю, такие вопросы в современном обществе просто неуместны и даже фактически неполиткорректны.

Поэтому за точку опоры я предлагаю брать нечто такое, что не подвержено лихим и модным изменениям, или где эти изменения проходят гармонично, не с бухты-барахты, как в городе - так, срочно строим ларёк... нет, ларёк нельзя, давайте скверик... нет, скверик невыгодно, давайте заправку... а чёрт, ничего не получается; хрен с ним, пусть пока пустырь постоит. Про искусственно взвинченный темп городской жизни уже также писал, он также никак не способствует обретению себя и пониманию жизни в целом.

Поэтому крайне важно обрести почву под ногами, в прямом и переносном смысле. Не упасть в грязь лицом и похрюкивать, как любят нам преподнести "либеральные" СМИ свою точку зрения на русский народ, а именно обрести точку опоры. Выйти в начало дороги, ведущей в сторону какого-либо ориентира. Не носиться взад-назад под прессом рекламы - сегодня я хочу это, а завтра уже то, а чего я захочу послезавтра, я пока не знаю, но мне скажут в телевизоре. Не могу не процитировать здесь последнюю статью domestic_lynx:

Несомненно, каждому отдельному человеку (особенно молодому) искренне кажется, что это ОН, один только ОН, придумал это и действует он по собственному свободному волеизъявлению. Ведь он – ясное дело - оригинальная, ни на кого не похожая личность. Но делает он всё-таки то, что видит, – на улице, в кино, по телевизору, в интернете. И делает – как все.

Это самое «как все» входит в подсознание, минуя сознание. Иногда лично мне вдруг что-то начинает нравиться – в одежде или в интерьере. Я не читаю модных журналов, не захожу на модные сайты, но проходит совсем немного времени, и неизменно оказывается: именно это как раз сегодня модно и престижно. А ведь я – пожилая тётка, тёртый калач. Каково же подростку? В него модные тренды просто проваливаются - загружаются, как товары в тележку супермаркета.


Поэтому крайне важно выйти за пределы контента, создаваемого людьми, которым на 99.(9)% населения глубоко пофиг. Безусловно, вся мощь машины пропаганды будет кричать, что это всё сектантство, путь назад в пещеры и вообще регресс и деградация, но тут уж вопрос к самому человеку - насколько для него самого важно само-определение. Не то место, которое ему отводит общество потребления, а его собственное позиционирование. И здесь я не предлагаю бежать от общества в пампасы, а лишь изменить точку зрения внутри себя.

Надо найти место, которое человек будет ассоциировать с малой Родиной. Возможно, это не место рождения (хотя в идеале они должны совпадать, но не всем так везёт), а просто какое-то знакомое вам так или иначе место. Иногда бывает так, что приехал впервые в какое-то место - и сразу влюбился, и как будто тут всю жизнь прожил; так у нас в прошлом году случилось с с. Менза. :) Крайне важно, чтобы это место было реальным, не вымышленным - потому что обратное приведёт вместо обретения корней скорее наоборот, к виртуализации идеала и может перерасти чуть ли не в шизофрению. :))) Цель само-позиционирования - в обретении настоящих корней, а не в выдумывании оных, это важно.

Также крайне важно не делить эту самую Родину на плохое и хорошее - вот это я люблю, вот эти берёзки и коровки, а вот это не люблю, это пьяное быдло и косые заборы... Не мыслить в чёрно-белом варианте, а принимать всё в целом, со-переживать и со-чувствовать. Не рисовать в сознании умилительный лубок, не замечая разрухи и запустения, и наоборот - видеть красоту в том, что с точки зрения общечеловека дёшево и не-модно. Понять, чем живут и про что думают люди в этом конкретном месте. Это может сурово разойтись с вашим существующим взглядом на жизнь, конечно, но учиться никогда не поздно.

В итоге у вас образуется другая точка зрения. И даже не в том плане, что у вас она поменяется - это само собой. Просто вы сами, глядя на происходящее, даже находясь в городской суете, сможете посмотреть на мир с точки зрения этой самой малой Родины. Что бы подумали про это там, как это видится с расстояния... Поэтому я и говорю, что привязка к реальной местности фактически обязательна, иначе это действительно может выродиться в шизофрению, сопоставление реальности с неким вымышленным мирком. :)))

К сожалению, в нонешнем мире эта самая малая Родина у 146% - чисто виртуальна. Современные украинские майдауны героически борются с режимом за право жить в "благостной европе", не замечая жуткого системного кризиса в этой самой европе; наши расейские хомяки массово мечтают свалить из грязной Рашки куда-нибудь в светлое Забугорье, не замечая куда большей чистоты этой самой Рашки по сравнению с любым Забугорьем - потому что хомячьи глазки застит виртуальность, заботливо подсунутая заинтересованными лицами.


Райцентр Усть-Кан, Алтай

Когда есть какая-то опора под ногами (и в сознании тоже, и важно между ними найти связь :)), то и на жизнь смотрится по-другому, с одной стороны проще, а с другой - сложнее. Некоторые приколы городской жизни видятся с "почвенной" точки зрения по-другому, даже без сложных логических рассуждений - просто отторгаются на уровне подсознания и всё. Потому и вытравливается такой взгляд из людей, чтобы можно было безнаказанно безобразничать и втюхивать простофилям всякое.

Песни и танцы - это уже верхняя часть этого самого мировоззрения. Они передают ощущение малой Родины не на уровне логики и смыслов, а на уровне подсознания. Потому-то фольклористы и ругаются на обработки традиционных песен - простое добавление ритм-машины уже меняет отношение к песне, ломая деревенское сознание и переделывая его в городские "трали-вали". Их - эти песни - также желательно знать и уметь исполнить - хотя бы для себя, для полноты картины. Главное, конечно, "поймать" общее настроение и ощущение, и зачастую через песни и прочие сказания сделать это проще всего.

Традиции - они зело разные бывают, поэтому, повторюсь, не стоит придумывать их себе в порыве прекраснодушия, а надо обращаться к живым людям, и через них уже выходить на что-то реально существующее.

На Алтае есть вот такая "боевая" традиция:

А в Забайкалье всё куда кондовее:



С. Урлук, Забайкальский край

Вот когда будет у каждого базис - реальный, а не вымышленный и не услужливо подсунутый - тогда можем зваться русскими людьми. А без этого - Иваны, не помнящие родства, увы.



  • 1
У городских у многих дачи имеются. Может они сойдут за малую родину? Потому что хотелось бы что-то реальное для охвата многих придумать, а представить себе массовое паломничество в отдаленные деревни пока трудно. Или?

Дачи - это слишком мелко... Нужно сообщество людей, симбиоз территории и людей. Если у кого дачи в таком месте, то, конечно, хорошо, но обычная дача - это такая же "крепость", как и атомизированная квартирка в хрущобе.

все верно без земли ты атомизирован ...

Земелька - не главное. При всем обилии безземельных каторжан, беглых, ссыльнопоселенцев в Забайкалье, заинтересованных в сохранении анонимности,в отдельно взятой Урлукской волости с населением в несколько десятков тысяч человек нашла лишь две семьи таких «Иванов» - это потомки поселенцев 18 века, носивших фамилии «Непомнящий» и «Без Отечество» и к концу 19 века сохранившие их в чуть искаженном виде - «Непомнящих» и «Безотецкий».
Иваны-не-помнящие-родства стали удобны власти после 1917 года. Все читали о том, как детей под страхом репрессий заставляли публично отрекаться от родителей-«эксплотаторов и мироедов»? 37 год был гораздо позже, а первая волна репрессий в начале 30-х коснулась т.н. «кулаков» – людей, для которых семья была превыше всего. Читала эти протоколы 1931-1933 года, написанные карандашом на обороте ученических контурных карт и оторванных обоев и плакала.
Такие воспитательные меры, безусловно, не способствовали сохранению родовых корней и самой памяти о таких корнях

Не читал, предпочитаю из первых рук узнавать информацию. И ничего эдакого не слышал. Хотя в Куналее много рассказывали про репрессии, и в Хасурте - но там в основном была анти-религиозная борьба.

  • 1