Previous Entry Share Next Entry
О причастности - про деревенскую и городскую жизнь
xommep
Очередная статья-размышление, над которой я думал почти всю поездку в Тольятти-Уфу. В некотором плане это будет продолжение цикла про уважение. Речь сегодня пойдёт про особенности деревенского и городского образа мышления. Не сказать, чтобы я был великий спец по деревне, но...

Начну, по традиции, издалека. Возвращаясь с вокзала, сел против обыкновения не в маршрутку, а в автобус №8 - чисто из спортивного интереса; думал, такие как отменили ещё в начале 2000-х, так и всё. После безумных башкирских буратиновозов поездка по городу на скорости 20-30 км/ч выглядела крайне странно - а как же обгонять по встречке? а подрезать?.. Культурный шок, не иначе. Но ещё более странно было видеть, как пара бабок начала громко, на весь салон, возмущаться: "ты едешь или стоишь?", "чего плетёшься?". При этом автобус ехал по самой центральной улице города; но самое главное, что эти бабуси даже не видели дороги - салон спереди был отгорожен наглухо, и можно было смотреть только по сторонам. Впереди могло быть что угодно - пробка, светофор, ядерный взрыв - но незнание нисколько не мешало этим гражданкам на весь автобус обличать водителя в тормознутости. При этом он сам, скорее всего, ничего не слышал по причине отгороженности от салона, и всё это возмущение по сути было трёпкой нервов окружающим.

Таких примеров отмороженности каждый из горожан может привести миллион, но мне он показался примечательным в отношении того, как городской человек ощущает себя по отношению к окружающему миру. Каждый мнит себя экспертом, не видя ситуации буквально под носом, и при этом не стесняется озвучивать свою точку зрения, только раздражая соседей. В некотором плане это и ко мне тоже относится, к данному бложику - ну, я в него народ не зазываю и не призываю читать его на ночь. :)

Как уже говорил, не являюсь великим спецом по деревенскому образу жизни, хотя изрядную часть дедства провёл в деревнях - от Ставрополья до Забайкалья; да и до сих пор периодически туда налетаю с целью посмотреть и поучиться. В статье "Зачем да почему" показывал, что мы мотаемся в деревни не с целью попыриться на древности, а поучиться - соответственно, есть какое-какой опыт. Понятно, что деревенским такими наскоками не станешь и близко - надо жить на одном месте несколько лет, чтобы хоть как-то начать походить на своего; но так недолго и городские навыки растерять, не до написания статей будет. :)

В деревенских людях старой закалки основное отличие от горожан вижу в целостности картины мира, и в самодостаточности. Деревенские существенно более приземлены, они не видят светлого будущего за далёкими горизонтами, да и тенденции с трендами тоже как бы не про них; но их картина мира гораздо более взаимосвязана. Городской может виртуозно разбираться в, например, итальянской моде, но быть при этом без понятия, откуда берётся вода в кране, и не мочь при этом этот самый кран починить. Зачем это мне - скажет он - я на работе денег заработаю и заплачу рабу гастарбайтеру водопроводчику - он пусть в этом разбирается, а я так и буду в небесах парить.

Чем дальше в лес, тем таких парящих в небесах всё больше по всему миру - хотя будем надеяться, что современный мировой кризис не одного такого макнёт рыльцем в грязь, вернув на землю-матушку. Не потому, что я не уважаю городских - сам, собственно говоря, такой - а потому, что эти самые городские считают себя лучше деревенских, с их слегка первобытной основательностью.

В статье про уважение уже писал, что наши горожане считают "дерёвню" чем-то примитивным, и стараются как можно дальше от неё дистанцироваться; корни этого явления лежат в небрежении к русскому, о чём тоже давно уже писал. Чё мы будем как патлатые иваны, если мы приехали такие в город и теперь вовсе даже просвещённые европейцы. С каких таких пирогов всё это, немного непонятно; точнее, так-то понятно, просто от осознания этого кое-кому будет немного стыдно.

Основным отличием деревенского образа мышления от городского считаю понимание взаимосвязей процессов вокруг себя и через это причастность ко всему окружающему. Человек может по-разному относиться к окружающему, но он ко всему имеет отношение; и через этого у него в голове формируется целостная картина мира; пусть неполная, пусть слегка ограниченная, но тем не менее - вполне достаточная для понимания процессов вокруг.

В некотором плане это будет довольно обидно для городских, но мы, являясь мега-образованными и высоко-культурными, не считаем себя причастными к окружающему - и в этом аспекте нам далеко до простой деревенщины. Мы каждый сам за себя, "мой дом - моя крепость" - а они как веник, который фиг сломаешь, потому что каждый прутик за другой цепляется. На примере наших уже почти родных староверов вижу, что экономическую основу из-под ног выбить можно, а вот целостную картину мира из головы вымарать уже куда сложнее.

Не идеализирую деревню - в ней сейчас люмпенов тоже полно, чуть не больше чем в городе. Но эти люмпены - как раз плод внесения инфекции городской морали в деревенскую жизнь - "я будут жить как мне хочется, и пофиг чёкаво". Из-за разрушения экономической системы в деревне (см. статью выше) для многих деревенских жизнь фактически потеряла смысл, вот они его и ищут на дне бутылки. Будучи на прошлой неделе в Тольятти, удивился отсутствию там бомжей и даже бомжевато одетых личностей - потому как там пашут все, не то что в нынешней деревне...

И тем не менее у "деревни" сохранилось чувство причастности к окружающему - к своей деревне, своему делу, соседям и т.д. Да, бывают и разборки, и мордобои - но в целом это разбирательство между своими. Даже когда ходили стенка на стенку, улица на улицу - это всё равно моя улица против чужой; то есть человек был в составе коллектива; хотя этим в основном промышляла молодёжь. :)

Та же самая причастность до последнего времени и в городах оставалась - как правило, города у нас в стране небольшие, и жизнь там до послевоенного времени не особо-то и отличалась от деревенской. Если поездить по провинции, где до индустриализации жило подавляющее число людей, то можно видеть, что города в массе своей состоят из таких же частных домов, кроме самого центра - там иногда и скотину держали, и всё такое. Я помню, как у нас в Академгородок забредали коровы из частного сектора Ельцовки и Шлюза - в начале 1980-х годов; вот вам и столица Сибири. :)

Отличительная черта причастного к окружающему человека - он не отрывает себя от окружающего мира, и пытается изменить его своими силами. Деревенский, видя, что прохудилась крыша, не пойдёт записывать ролик, обличающий Путена во всех грехах, а пойдёт залатывать её сам - всё равно больше некому. А городской, приехав с отпуска в восторгах от заграничной жизни, скажет "а вот у нас тут в Рашке грязь и бедлам" - и тут же кинет окурок или фантик. Нет у человека понимания, что он сам и есть та самая Рашка; более того - он и есть основная грязь и основной бедлам. Увы. Там, где нет городских, "Рашка" выглядит примерно так (осторожно, много фоток).

Понятно, что уши данной непричастности торчат ещё со времён индустриализации - когда народ в города переселили, а родными города для людей так и не стали; даже горожане во втором-третьем поколении ругаются на "бетонные коробки" и грезят о домике в деревне и своей земле; ну, кроме особо запущенных случаев, типо меня. :) В принципе есть порода горожан, которые и в городах ведут себя как деревенские - ходят по соседям, активничают, обустраивают общественный быт, разбивают у дома клумбы за свой счёт - просто потому, что им тут жить; но эта порода нынче в загоне: "тебе что, больше всех надо, что ли?"

Как уже говорил в своих статьях многократно, человеку с целостным мышлением сложно впарить что-то такое, что ему не надо. Что ему надо, он и так заинтересуется; а вот что не вписывается в его систему ценностей и вообще в его достаточно замкнутый мирок - оно и не надо. Через это человек с деревенским самосознанием для современной "экономики" имени производства бабла из воздуха просто-напросто вреден. И с этим самосознанием ведётся вполне осознанная войнушка со стороны финансово заинтересованных кругов, и их сообщников.

Для борьбы с причастностью человека к окружающему миру у нас в стране выбрали весьма странный путь, хотя и оказавшийся действенным - со времён диссидентов к нам в общество усиленно внедряют... зэковские порядки. Так как народ в целом у нас в подавляющем большинстве являлся носителем деревенской морали, то лучшего и большего круга лиц, обладающих противоположной моралью, попросту не нашлось - в итоге наши якобы интеллигентные диссиденты радостно принялись погружаться в воровские законы - ведь там же принято бороться с системой! Ура! Сегодня мы все урки!



Мне правда смешно, когда вот таких вот носителей "общечеловеческих ценностей" современная элита пытается выставить совестью нации. И я не про вышеупомянутых негров - а про людей, которые осознанно сами себя сделали похожими на них. И нас с вами также целенаправленно стали делать такими же.

Сейчас это, наверное, удивительно, но ещё в середине 1980-х годов зэковский жаргон использовался практически исключительно на зоне, ну ещё немного, возможно, в армии, в чём не уверен. Все эти "петух", "откинулся", "понятия" - это было от простого человека где-то там, в другом мире - что в городе, что в деревне. Но вот поступила команда "можно" - и сразу с больших экранов и центральных журналов (!) потекла странно пахнущая субстанция, буквально вбивающая в головы советских (позже российских и всех остальных) граждан "правильный" взгляд на жизнь, где ты никому ничего не должен, где сильный получает всё, и закон джунглей превыше всего.

Хотя в народе отношение к заключённым было вполне положительное, крестьянин не уподоблялся каторжанину - да, он мог ему помочь (о чём поётся, например, в песне "Славное море"), но у него свой путь, у крестьянина - свой. Становиться как он и перенимать его привычки - с каких таких пирогов? Я что, вор или убийца?.. Вот. А современный "интеллигент" или просто горожанин вполне нормально перенимает культуру "братков" - если её можно так назвать, конечно. И ведь это считается в порядке вещей.

Я уже писал в посте про шансон, что сама вот эта "тюремная" культура фальшива и неправильна с ног до головы, но тем не менее она настойчиво внедряется в головы людям. А в народе под "тюремными песнями" изначально понималось совсем другое - см. статью по "Осыпаются листья".

У людей, которые чувствуют себя причастными к своему окружению, к своему городу-деревне-стране, сложно распространить настроения "пора валить", "Рашка катится в дерьмо" и прочие прелести псевдо-либерального самосознания, когда все кругом голубые, а ты один такой Д'Артаньян. Потому что если все кругом уроды - то и ты, получается, ничем не лучше; если призадуматься, конечно. И когда говорят, что русских надо перевоспитывать и переделывать - это говорят не про каких-то левых, а про тебя в том числе. И когда возводят напраслину на нашу историю - это гадят не на давно померших царей и генсеков, а на лично твоих дедушек-бабушек, которые к этой истории имели не меньшее отношение.

В деревне и воспитание у людей другое - выпустил детей на улицу и нехай бегают сами. И родителям мороки меньше, и детям свободы больше. Уж на что у меня дедство был привольное на окраине Академа - всё время носились сами - но у дедов на югах ещё больше было воли; иди куда хочешь, если никакой работой не загрузили. :) Соответственно и трудотерапия тоже в деревне куда раньше начинается - то снег чистить, то курей щипать, то забор чинить, то штаны зашивать - всё сами, а кто ещё, дядя какой-то придёт, что ли? Папе с мамой некогда - они серьёзными делами заняты, вот малышня сама за собой следит, под надзором стариков.

- Караул, нарушение прав ребёнка и тирания! - закричат либералы и просвещённые европейцы. - Правда жизни и погружение в причастность к оной - ответят деревенские. Глядя на здоровенных современных недорослей, от которых родителям и всем окружающим один вред, поневоле задумываешься - а не послать ли их куда в деревню за 100 км от города хотя бы - пусть там недельку поживут, только не в туристическом режиме, а как все, за работкой, потом и посмотрим, как будут выглядеть капризы и истерики. Очень помогает, знаете ли, землица, в плане осознания бытия.

Как говорил тов. Омар Хайям:

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт, и как снежинки тают.

Чего нам в нашей городской жизни так сильно не хватает. Суеты много, бессмысленной информации - через край; а вот остановиться и понаблюдать за течением жизни; задумать, зачем и почему и вообще ради чего - чем "продвинутей" человек, тем времени у него остаётся всё меньше и меньше. Хотя, казалось бы, раз ты такой продвинутый, то где твой ум и мудрость? На работке? Ага-ага.

Немного нескромно, но приведу себя в пример. Вот я работаю уже лет 10 в одном проекте, обладаю ценными знаниями, разносторонним опытом, знакомствами на достаточно высоком уровне и всё такое - но тем не менее понимаю, что я всего лишь винтик в системе, меня достаточно легко заменить мальчиком или девочкой - им придётся несколько месяцев вникать в процесс, но в общем уже проверяли - можно. И ровно то же самое можно отнести к подавляющему большинству специалистов в любой отрасли; как говорится, "незаменимых у нас нет"; и если задуматься, это правильно. А теперь внимание, вопрос - а чем я лучше тракториста или комбайнёра в деревне? Почему работать в офисе за компьютером - это нормально, а вот в гараже или там в поле - это моветон?.. Тракторист, в отличие от офисного мальчика, сам свой трактор починить сможет. Чем офисный работник лучше-то? Тем, что денег больше получает за свою мега-работу? Ну-ну. И так, к сожалению, везде.

Здесь я не про то, что городские - это кака, а деревня - мимими. (с) Речь про то, что не надо поддаваться на вражескую пропаганду из СМИ и считать деревенский образ жизни чем-то убогим и тёмным; наоборот, надо у деревни учиться и набираться сил. Не говорю, что надо бросать компьютеры и интернеты и обращаться к сохе и комбайну - но для начала надо перестать считать деревню ниже себя, и поучиться у неё причастности к окружающей всех нас жизни.

Понятно, что со всей махиной СМИ с его сотней голов и десятками ТВ-каналов сложно побороться, но начать-то можно. Хотя бы задуматься, туда ли мы все с вами идём. Надо перестать уже глумиться над простонародным образом жизни и осознать, что это - частичка каждого из нас. Такое моё мнение.



>>> От непричастности - к измене >>>

  • 1
Согласен со всем - хотя и сугубо городской.

+1

Edited at 2013-11-16 06:22 pm (UTC)

Да уж, чем больше в городе живу, тем больше хочется уехать. Пренебрежение к деревне мне кажется это у барышень больше, светская жизнь, мода, все дела. Ну и у тех, кто не задумывается откуда теоретически берётся хлеб насущный в магазине.
А так да, даёшь ликбез и погружение в среду. Привозить коров в городские дворы и предлагать желающим надоить себе стакашку парного, бесплатно.

Как мы видели на Байкале, дойка коров нифига не простое и не лёгкое занятие - здоровый мужик аж употел, прежде чем выдоил пару коров; причём это для него привычное дело.

Вот-вот, на это и расчёт :-) Я пока сам не попробовал подоить, как раз и думал, что это фигня делов - коров за титьки дёргать.

Edited at 2013-08-25 10:48 am (UTC)

Это негуманно по отношению к корове, и небезопасно для желающих подоить. )))

Замечательная статья. Про чувство причастности очень верно, я как выросший в деревне, подтверждаю, так оно и есть. Только что, пытался объяснить "городскому", почему я чувствую причастность к забайкальским красным партизанам, но, как я понял, бесполезно.

Спасибо за статью. В рассказах В.Шукшина эти мысли находят подтверждение.

Ну в общем-то это неудивительно - на родине Василия Макаровича, в Сростках, мы бывали неоднократно, и знакомы с людьми, которые его знали.

Были в последние разы в 2008 и 2009-м годах там:

http://vk.com/album-6715184_94733689
http://vk.com/album-6715184_93738842

Но что-то устали с местного колориту - фестиваль сильно опопсел за последние годы, и перестали туда ездить. Уж лучше в Забайкалье.

Скажите, пожалуйста, а Вы в своих экспедициях по Забайкалью добирались до Прибайкальского района?

Мы мимо проезжаем - чуть дальше. Вот тут карта приложена: http://xommep.livejournal.com/112737.html
Примерно по этим местам и ездим.

Спасибо!

Хотя в Бичуре тоже родичи живут, но не в ту сторону. Наши места значительно к северу по Баргузинскому тракту.

>Нет у человека понимания, что он сам и есть та самая Рашка; более того - он и есть основная грязь и основной бедлам.

Именно.
Практически никто из тех, кто любит обличать "быдло", сам внутри от быдла ничем не отличается. Если еще не хуже.

Здесь есть ещё один аспект: любое отношение к земле, к сельскому хозяйству, переводит человека из линейного времени в циклическое. В мир, где всё повторяется циклически. И от того, что ты делал осенью - напрямую зависит то, что с тобой происходит весной. )))

Вполне правильное мнение.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account