xommep (xommep) wrote,
xommep
xommep

Categories:

Про народные "табу" и уважение - продолжение

Продолжаю статью "Быть как все" - пришлось её обрывать в недописанном состоянии, как это у меня частенько получается.

Как уже говорил, многое в жизни простого человека (и не простого - тоже) наше общество регламентирует на уровне обычаев и "так принято". Вот, скажем, пример - все знают, что у нас в Церковь надо входить мужчинам с непокрытой головой, снимать шапки, а женщинам - наоборот, надевать платок. Но где это сказано и почему? Скажем, на Кипре - даром, что то же самое Православие, если не более древнее - наоборот, женщинам не советуют покрывать голову; да и стоять там тоже не обязательно, есть сидения-скамейки, почти как у католиков. У них - такой обычай.

Ровно такими же условностями наши жизнь обкладывается со всех сторон, просто мы это не замечаем. Иностранцев в русских городах можно отличить достаточно просто - они не так говорят, не так двигаются, не так жестикулируют. Западофилы радностно кричат про то, что "они не рабы и поэтому так себя ведут" - но тут противоречие вижу я.

Мы себя ведём так, а не иначе - не потому, что мы рабы, а потому что мы так привыкли. А если кто-то говорит, что это всё неправильно и надо привыкать к чему-то другому - то первая мысль должна быть имхо не "ух ты давайте срочно всё сломаем", а "а ты чьих будешь?". Потому что попытка изменить что-то в пользу чего-то чужеродного, как правило является проводником этих же самых чужеродных интересов. Да, возможно, новизна может быть полезна - но ни в коем случае нельзя воспринимать что-то новое как безусловное добро. Особенно когда оно из таких добреньких ручек европейских колонизаторов распространяется...

Главная особенность русского сознания в аспекте данной статьи - в уважении к общественному укладу. Причём не только своего, но и чужого в том числе - тоже. Приходя в незнакомые им места, русские казаки, переселенцы и кто угодно ещё не несли свои порядки мечом и снарядом, а пытались понять, чем тут живут, и чего можно у них взять (не только в материальном смысле :)), и чему можно научиться. Да-да. Поэтому переселенцы-староверы по окраинам страны живут в сёлах, названных на не-русский манер; костюмы казаков подозрительно похожи на их соседей - грузин, дагестанцев и т.д; в костюмах некрасовских казаков только слепой не увидит влияние Турции; а блеск костюмов "наших" забайкальских семейских основан на китайском и индийской шёлке. Для русских учиться у местных народностей - не зазорно.

Но, к сожалению, западная и переродившаяся наша с вами "российская" пропаганда, СМИ и прочая непотребность талдычат нашим людям, что имеет смысл только позиция сильного, что "всякие папуасы" - это вообще не люди, и они живут так плохо от того, что ещё не отринули скверну своего народа и не приобщились к цивилизации. То есть, по сути, занимаются пропагандой социал-дарвинизма, который одной ногой стоит в болоте нацизма. Позицию слабого не уважают и не берут в расчёт вовсе, хотя слабость та может быть вполне временная, или даже осознанная. Мы же не колонизаторы, которые хотят нахапать побольше и свалить за моря, в свою Москву Европу?.. Или всё-таки колонизаторы? Предлагаю подумать, на чьей вы стороне.

Я не зря зачернул Москву выше - потому что сейчас Москва по сути является колонизатором и грабителем всей страны, о чём писал уже многократно. Во имя прибыли разоряются заводы, города и целые регионы - и весь профит стекается в Москву. Позиция "слабого" московским "бизнесменам" не интересна - если ты такой умный, то где твои деньги?.. С таким примерно подходом и конкистадоры по Америке гуляли, и нынешние золотые мальчики по стране шастают в поисках ещё не приватизированного добра. Неруси с русскими фамилиями.

А всё почему? Потому что уважения нет. Им не интересно, как мы тут за МКАДом живём, их только денежки интересуют. Причём они считают, что они сильнее - хотя их исчезающе мало, да и вся Москва со своими мигрантами не больше 10% всей остальной России будет. Так кто тут сильный, и на чьей стороне естественный отбор?.. То, что сейчас происходит - не нормально, обязательно получит обратный ход и как бы этой самой Москве ещё самой целой остаться. Это я так, чисто логически размышляю, никакого популизма или экстремизма - просто если всё время воровать у большого и сильного соседа, то рано или поздно получишь в харю. Даже если этот сосед - родственник.

Вернёмся обратно, к уважению и всё такое. Приезжая в другой регион, город или особенно деревню - мы всегда выглядим чужаками, инфа 146%. Что в таком случае делают европейцы (и наивно ассоциирующая себя с ними наша нерусь) - они включают режим "да нам пофиг, чё ты там говоришь" и ведут себя ровно так же, как во Франции или там какой финляндии. Чем проявляют неуважение к порядкам, заведённым на суверенной территории СССР РФ - и получают в ответ негатив. Причём, как писал в предыдущей статье, пока народ спокоен, это никак не проявляется - разве что их будут воспринимать исключительно как чужаков и держаться с ними соответственно. Но если люди злы на что-то (неважно по сути на что, а в городе причин для раздражения - масса), то, учитывая прямоту нашего народа, попутавший берега иноземец легко и непринуждённо может огрести на ровном месте - как ему кажется. Но на самом деле - за нарушение негласных традиций и прочих мини-табу. За неуважение.

Почему в европах не так - вопрос номер два и больше. Например, для них приезжие ассоциируются с туризмом и получением из людей бабла - то есть вас будут терпеть вынужденно. Я подобное отношение видел даже... в Большом Куналее, том самом, в Забайкалье. Когда люди привыкли к туристам, они будут терпеть их выходки и мило улыбаться, хотя и прекрасно понимая, что к чему. Но имеющий глаза да увидит. Не говорю, что исключительно ЭТО является причиной толерантности в Европе - просто у них другая культура. И этим в общем-то всё сказано - у них это у них, а у нас всё по-другому.

Во многом потому я не очень люблю привычку современных фольклористов петь где попало, ходить в народных костюмах по улицам и общественным местам... хотя и занимаюсь этим регулярно, приходится. Потому что по сути это - нарушение определённых общественных установок. Хотя и положительное, безусловно - но всё же в определённом смысле это - эпатаж публики. И к этой самой публике в какой-то мере неуважение. Да, в образовательных и просветительских целях, но всё же. Надо какие-то другие формы придумывать, не знаю.

Главное - относиться к людям, с которыми ты имеешь дело, так же, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе.

Недавно смотрел по наводке из комментариев фильм про духоборов-староверов в Грузии: http://rtdru.rt.com/filmy/duhobori/#part-1

Фильм интересный, хотя и местами поверхностный. Но самое главное - это поведение "главных героев", молодой грузинской пары. Они ведут себя так, как будто делают одолжение всему миру, приехав из "цивилизованного" Тбилиси в глушь к каким-то унтерменшам. "Девочка" просто ведёт себя как что-то с чем-то, а "мальчик" расспрашивает местных с такими интонациями, с какими следователь с подозреваемыми общаться не должен; хотя это, возможно, издержки плохого знания языка. Люди просто приехали отдохнуть среди аборигенов и не скрывают этого, им на окружающих совершенно наплевать.

И здесь я не наезжаю на РашаТудей или тем более на грузин - подобное поведение можно увидеть сплошь и рядом. Городские жители каким-то местом считают себя лучше деревенских и ведут себя ровно так же, когда приходится пересекаться в глубинке. И москвичей за это же не любят по всей стране - потому что их пренебрежение чувствуется практически всем. А они этого не замечают - для них это естественно, это - часть их культуры.

Мы, фольклористы, приезжаем в деревни за песнями и вообще за знаниями - о чём писал ранее. Мы и воспринимаем местное население как учителей, а не как унтерменшей; наша задача не выудить у них интересного и свалить, а наладить двухстороннюю связь. Во-первых, самое ценное чужакам они и так не отдадут, а припрячут - только втеревшись в доверие, можно получить самый смак. :))) Ну и во-вторых, у нас действительно цель не только самим получить, но ещё и в ответ отдать - показать всю важность того, чем носители традиции обладают. К сожалению, есть люди, которые не понимают ни первого, ни второго... но не будем о грустном.


Как уже говорил, в каждом селе - свои порядки. И порядки в селе действительно отличаются от городских. Только городские наивно считают, что это всё от темноты и неразумности, и считают многие порядки и повадки деревенских дикостью и неуважением. Но это ж просто другая культура, в неё надо вникнуть, и всё станет понятным и логичным. На самом деле в деревенской жизни на порядок больше логики и смысла, чем в городе, я гарантирую это. Неважно где - хоть в Ставрополье, хоть в Забайкалье. Потому что люди живут своим трудом и в постоянном взаимодействии друг с другом - в деревне любая новость тут же разлетается через сарафанное радио быстрее скорости света, и любой косяк виден как на ладони. "Дикость и темнота" - говорят городские - "Так жить нельзя". "Живите как люди" - как бэ намекают деревенские.

В современном городе, несмотря на его кажущуюся запутанность и сложность, всё куда проще, чем в деревне, из-за атомизации общества. Ты легко можешь послать того, наехать на этого, набибикать ещё на кого-нибудь - и после этого закрыться в квартирке и ничего не видеть и не слышать. В деревне же любая свара тут же раздуется до уровня "звёздного" скандала, и даже если её скоро погасить, в памяти бабок останется надолго. :)) Поэтому связей между людьми и их делами там намного больше. И как минимум это достойно уважения.

Когда по телевидению новости идут исключительно из Москвы - это признак всё того же хамства и неуважения россиянской "илиты" по отношению ко всей остальной страны. Посмотрев на это и восприняв такой подход к жизни, региональные новости также сводятся к обсуждению проблем областного центра, а что там на окраине творится - это ж смешно, правда?.. Хотя там живут такие же люди, и проблем у них как минимум не меньше, чем у городских. И так далее и тому подобное.

Это самое уважение к чему бы то ни было из нас сознательно вытравливают со времён Перестройки (а слушатели "Голосов" пострадали ещё больше) через культивацию цинизма. Нас атомизируют и разобщают как общество, вытравливая через это остатки русского самосознания (писал про это тут и тут). И это всё не хихи-хаха, а по сути информационная война и деморализация противника, где противником выступает каждый из нас. А с другой стороны - "мировая цивилизация" с её айфонами, небоскрёбами, гей-парадами и прочей толерастией.

Да, я не уважаю европу с америкой, хотя сам призываю к уважению, казалось бы. Проблема в том, что мы не знаем собственных корней (ну, вы не знаете :)), и только за счёт этого удаётся убедить людей уважать чужие. А "мировая цивилизация" - это всё чужое и наносное, в подавляющем большинстве своём. Принципы у неё людоедские немного, не наши. Я вижу, чем это нам грозит, и через это - не уважаю. Для американцев или немцев она прикольна, возможно, хотя пусть это они сами и решают, моё какое дело. А наши люди в большинстве своём судят о своих собственных корнях со слов специально обученных клоунов, вот им и кажется, что надо срочно отринуть скверну "русни" и "совка" и быстро-быстро переделываться в просвещённых европейцев. На это у меня приличных слов нет.

Уважать надо себя, свою историю, свой народ - не на словах, на деле, по-настоящему. В отпуск - не в поганую чехию с египтом - а на Алтай, на Байкал, да хоть в Крым... Хотя на Алтае - лучше. :))) Детей воспитывать не на телепузиках, а на народных потешках и сказках. И т.д. и т.п. А иначе - мы не русские, а общечеловеки получаемся. Сами себя не уважаем, и нас тоже уважать не будут. Такое моё мнение.

Чую я, ещё третью часть потом писать придётся... :)
Tags: психология, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments